1 февраля - Праздник виноградарей - Трифон Зарезан
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Болгарская магия
Страница 1 из 1
1 февраля - Праздник виноградарей - Трифон Зарезан
Этот день отмечается 1/14 февраля и относится к праздникам перехода от зимы к весне. По содержанию обрядности этот день, как и два последующих (Сретение Господне и день св. Симеона Богоприимца - 2/15 и 3/16 февраля), относятся к так называемым "волчьим праздникам", так как главным в обрядности этих праздников было соблюдение запрета на использование всех острых предметов (нож, ножницы и т.д.), в основе которого лежит предохранительная магия. Целью данного запрета было уберечь домашний скот и людей от волков. Празднование первых чисел февраля, связанное с почитанием волка, известно у гагаузов, болгар ("Трифунци"), румын ("Filipii de iarna"). Эти дни считались очень опасными ("Hatali gunna" - у гагаузов, "Лоши дни" - у болгар).
Особенно строго соблюдали "опасные дни" беременные и роженицы, что должно было уберечь от рождения детей с физическими недостатками. Первые числа февраля связывались также с началом весны. По дню Сретения или св. Семеона гадали о погоде на лето: если сосульки отстают от стрехи, то лето будет теплое. В день св. Трифона болгары, румыны, гагаузы окропляли виноградники, сады (и скот) освященной в церкви водой с целью предохранить будущий урожай от вредителей. Гагаузы и болгары, имевшие виноградники, совершали ритуальную обрезку лозы, после чего хозяин поливал куст вином и сам выпивал стакан вина. Магические действия, связанные с обрядовой обрезкой, в основе которой лежит симпатическая магия, где желаемое достигается подобным, были особенно широко распространены у болгар. Этот обряд совершался с целью увеличить плодоносную силу виноградников. В гагаузских селах обряд не получил широкого распространения, возможно, потому, что входил в противоречие с традиционной народной обрядностью, запрещающей использование в этот день различных режущих предметов.
В Болгарии еще в начале ХХ века День св. Трифона ("Трифон Зарезан") отмечали очень пышно. После обряда обрезки и совершения магических действий мужчины избирали "царя виноградников", которого увенчивали "короной" из обрезанной виноградной лозы. Остальные участники процессии представляли его свиту. В северо-восточной Болгарии царя везли в село на передке телеги, в которую впрягались мужчины. При этом его обязательно поливали вином, что, согласно народным верованиям, должно было увеличить урожай винограда. Вечером царь устраивал угощение для мужчин в своем доме или в корчме. Празднество завершалось хороводом на сельской площади. В настоящее время праздник в несколько трансформированном виде отмечается как День виноградаря.
По мнению ученых, специфический характер праздника "Трифон Зарезан" свидетельствует о том, что в его основе лежат пережитки культа фригийско-фракийского бога плодородия и природы Сабазия (Диониса), распространенного по всему Балканскому полуострову. Согласно легенде, виноградную лозу нашел Дионис и именно он обучил людей виноградарству и виноделию. У многих народов Балкано-Карпатского региона широко распространена легенда о Трифоне, которая связана с запретом на использование острых предметов в день праздника. Согласно легенде, Трифон сильно пострадал из-за того, что посмеялся над Богородицей, когда она шла в храм за очистительной молитвой. На оскорбительные слова Трифона Богородица сказала, что он сегодня отрежет себе нос. Проходя мимо дома Трифона, дева Мария сказала его жене, чтобы та взяла с собой соли и платок и пошла к мужу, так как он нанес себе увечье. Увидев жену, Трифон спросил, зачем она пришла, и та рассказала мужу о своем разговоре с девой Марией. В ответ на это Трифон усмехнулся и ответил: "Как я могу отрезать себе нос, ведь я работаю ножом вот так, а не так". Произнося эти слова, он сделал неосторожное движение и действительно отрезал себе нос...
Особенно строго соблюдали "опасные дни" беременные и роженицы, что должно было уберечь от рождения детей с физическими недостатками. Первые числа февраля связывались также с началом весны. По дню Сретения или св. Семеона гадали о погоде на лето: если сосульки отстают от стрехи, то лето будет теплое. В день св. Трифона болгары, румыны, гагаузы окропляли виноградники, сады (и скот) освященной в церкви водой с целью предохранить будущий урожай от вредителей. Гагаузы и болгары, имевшие виноградники, совершали ритуальную обрезку лозы, после чего хозяин поливал куст вином и сам выпивал стакан вина. Магические действия, связанные с обрядовой обрезкой, в основе которой лежит симпатическая магия, где желаемое достигается подобным, были особенно широко распространены у болгар. Этот обряд совершался с целью увеличить плодоносную силу виноградников. В гагаузских селах обряд не получил широкого распространения, возможно, потому, что входил в противоречие с традиционной народной обрядностью, запрещающей использование в этот день различных режущих предметов.
В Болгарии еще в начале ХХ века День св. Трифона ("Трифон Зарезан") отмечали очень пышно. После обряда обрезки и совершения магических действий мужчины избирали "царя виноградников", которого увенчивали "короной" из обрезанной виноградной лозы. Остальные участники процессии представляли его свиту. В северо-восточной Болгарии царя везли в село на передке телеги, в которую впрягались мужчины. При этом его обязательно поливали вином, что, согласно народным верованиям, должно было увеличить урожай винограда. Вечером царь устраивал угощение для мужчин в своем доме или в корчме. Празднество завершалось хороводом на сельской площади. В настоящее время праздник в несколько трансформированном виде отмечается как День виноградаря.
По мнению ученых, специфический характер праздника "Трифон Зарезан" свидетельствует о том, что в его основе лежат пережитки культа фригийско-фракийского бога плодородия и природы Сабазия (Диониса), распространенного по всему Балканскому полуострову. Согласно легенде, виноградную лозу нашел Дионис и именно он обучил людей виноградарству и виноделию. У многих народов Балкано-Карпатского региона широко распространена легенда о Трифоне, которая связана с запретом на использование острых предметов в день праздника. Согласно легенде, Трифон сильно пострадал из-за того, что посмеялся над Богородицей, когда она шла в храм за очистительной молитвой. На оскорбительные слова Трифона Богородица сказала, что он сегодня отрежет себе нос. Проходя мимо дома Трифона, дева Мария сказала его жене, чтобы та взяла с собой соли и платок и пошла к мужу, так как он нанес себе увечье. Увидев жену, Трифон спросил, зачем она пришла, и та рассказала мужу о своем разговоре с девой Марией. В ответ на это Трифон усмехнулся и ответил: "Как я могу отрезать себе нос, ведь я работаю ножом вот так, а не так". Произнося эти слова, он сделал неосторожное движение и действительно отрезал себе нос...
Похожие темы
» Рассорка 13 февраля
» Рассорка на гребень (на 13 февраля)
» праздник Хеллоуин
» Что за праздник Рождество?
» Праздник Ивана Купала (6-7 июля)
» Рассорка на гребень (на 13 февраля)
» праздник Хеллоуин
» Что за праздник Рождество?
» Праздник Ивана Купала (6-7 июля)
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Болгарская магия
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения