ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУДРОСТИ И ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ
Страница 1 из 1
ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУДРОСТИ И ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ
Советы Гуру:
Столько надо достичь и столь многое в себе усовершенствовать, что буквально каждое мгновение жизни можно использовать целесообразно и плодоносно. Все чувства нуждаются в обострении и в овладении ими, все качества в росте и усилении, все негодные привычки – в искоренении. Столько работы над собою и столько ее впереди, что трудно представить себе, что, это осознавая, можно останавливаться из-за незнания лучшего пути, когда яро полезен каждый шаг по правильному направлению
Если чего-то не удалось достигнуть с первого раза, то удастся со второго, или с третьего, или с тысячного, или стотысячного, но удастся обязательно и непременно, ибо недостижимого нет. Хотящий добьется, упорством возьмет.
Скажу только слово – равновесие
* * *
Подъем всегда характеризуется трудностями и препятствиями. Чем больше их преодолевается, тем победнее восхождение. Земная жизнь дается совсем не для того, чтобы сломиться духом под ее тягостями, а, наоборот, чтобы духом окрепнуть в неустанной с ними борьбе
* * *
Что нужно сейчас от вас больше всего? Свет миру нужен. Свет свой миру неся, помогаете и миру и людям. Не будем думать о том, как и кому несем помощь, поддержку, но будем светить везде и всегда. Нельзя понудить светить сердце чужое, но свое и ближайших – возможно. И неважно, если чьи-то сердца еще не засветились, но очень важно, если засветилось свое. Другие же могут загореться от света своего загоревшегося сердца. Если бы эту простую истину поняли все, жизнь бы преобразилась. Но большинство пытается переделать других, своего сердца не переделав, то есть его не преобразив светом. У погасшего сердца нечего взять и нечему у него научиться. Оно омертвляет всякое доброе начинание. Учиться можно только у горящего сердца.
* * *
Столько надо достичь и столь многое в себе усовершенствовать, что буквально каждое мгновение жизни можно использовать целесообразно и плодоносно. Все чувства нуждаются в обострении и в овладении ими, все качества в росте и усилении, все негодные привычки – в искоренении. Столько работы над собою и столько ее впереди, что трудно представить себе, что, это осознавая, можно останавливаться из-за незнания лучшего пути, когда яро полезен каждый шаг по правильному направлению
Если чего-то не удалось достигнуть с первого раза, то удастся со второго, или с третьего, или с тысячного, или стотысячного, но удастся обязательно и непременно, ибо недостижимого нет. Хотящий добьется, упорством возьмет.
Скажу только слово – равновесие
* * *
Подъем всегда характеризуется трудностями и препятствиями. Чем больше их преодолевается, тем победнее восхождение. Земная жизнь дается совсем не для того, чтобы сломиться духом под ее тягостями, а, наоборот, чтобы духом окрепнуть в неустанной с ними борьбе
* * *
Что нужно сейчас от вас больше всего? Свет миру нужен. Свет свой миру неся, помогаете и миру и людям. Не будем думать о том, как и кому несем помощь, поддержку, но будем светить везде и всегда. Нельзя понудить светить сердце чужое, но свое и ближайших – возможно. И неважно, если чьи-то сердца еще не засветились, но очень важно, если засветилось свое. Другие же могут загореться от света своего загоревшегося сердца. Если бы эту простую истину поняли все, жизнь бы преобразилась. Но большинство пытается переделать других, своего сердца не переделав, то есть его не преобразив светом. У погасшего сердца нечего взять и нечему у него научиться. Оно омертвляет всякое доброе начинание. Учиться можно только у горящего сердца.
* * *
О понимании жизни
Понимание – это умение видеть глубоко и ясно, распознавая глубокую природу сущего и жизни. Для этого требуются утонченность сознания, ясность, острота и проницательность. Однако для того чтобы стать действительно мудрым, нужны годы – только опыт позволяет различать жизненные ситуации и совершать оптимальный жизненный выбор.
Например, на часто задаваемый вопрос: «Зачем быть нравственным в безнравственном мире?» - ответить можно, только исходя из трансцендентального, мистического опыта, непосредственных переживаний на этом уровне, когда внутренняя сущность человека и Вселенной оказываются едиными. Человек чувствует, что любое действие против кого-то (безнравственное) одновременно является и действием против себя, потому что мир – отражение его большого Я.
Людей, способных в обыденной жизни осознавать мистическое единение с Вселенной, испытывать внезапное озарение или инсайт, не так уж и много..
Чтобы обрести мудрость, необходимо любые явления исследовать до конца, до самой сути. Как говорил один из последователей Конфуция, «исследуй вещи так, чтобы знание могло дойти до предела». В восточных традициях, особенно в буддистской, утверждается, что только в этом случае можно достичь абсолюта, и тогда снимаются любые противоречия, возникающие в его душе. Например, исчезают страдания. Человек видит большую часть себя, которая проявляется в абсолюте, и понимает, что комплекс страдания на самом деле является скрытой жизненной силой, которому пришло время войти в поле сознания. Так достигается гармония с самим собой.
Попробуйте выполнить упражнение, которое поможет вам «дойти до сути», рассмотреть и решить конкретную проблему. Оно основано на буддийском учении о Всеобщем непостоянстве и страдании, которое называется «Майтри упанишада». Мы предлагаем психологический вариант упражнения.
Упражнение «До самой сути…»
Выберите проблему или задачу, которая стоит перед вами.
Представьте ее как некий образ.
«Отодвиньте» этот образ в вашем сознании, чтобы он вас эмоционально не затрагивал. Иными словами, отделите от себя проблему и превратите ее в объект рассмотрения.
Постепенно начинайте сдерживать дыхание, концентрируясь на паузах между вдохом и выдохом. В какой-то момент вам покажется, что дыхание отсутствует совсем. На самом деле в этом состоянии «работает» кожное дыхание. Когда в теле модусы внимания и дыхания совмещаются, возникает чувство удовольствия. Согласно учению йоги, дыхание становится жизненной силой, которая пропитывает каждую клеточку тела, исцеляя ее и излучаясь обратно - в универсум.
Постепенно освобождайтесь от эмоций, добиваясь беспристрастного созерцания объекта, задачи или проблемы.
Теперь начинайте размышлять, конкретизируя проблему, оставляя представленный вами образ в поле своего внимания. Вы заметите, что он может меняться, - таково ваше внутреннее душевное ощущение.
Продолжайте свое созерцательное исследование. При этом не старайтесь размышлять – просто удерживайте внимание и созерцайте. Если возникнут вопросы, постарайтесь не сосредоточиваться на них: это работает ум, который уводит вас в сторону. Возвращайтесь к дыханию и созерцанию объекта.
Сохраняя беспристрастность и помня о цели, вы сможете увидеть картину целиком, и тогда произойдет слияние с универсумом - эмоционально-чувственное понимание вопроса, который вас волнует, а с ним и умственное понимание того, что делать дальше.
Итак, мудрость – глубокое понимание смысла главных жизненных вопросов и умение поступать в соответствии с этим пониманием.
Последний раз редактировалось: ooo-sofija-1992 (Сб 28 Ноя 2015 - 16:31), всего редактировалось 1 раз(а)
ooo-sofija-1992- Сообщения : 528
Дата регистрации : 2015-10-11
Откуда : Тула
Re: ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУДРОСТИ И ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ
Практика пробуждения духовного зрения
Вершина интуитивного сознания
С точки зрения психологии, практика пробуждения духовного зрения - это способность к целостному восприятию, когда пробуждается интуиция - физическая, эмоциональная, мистическая, умственная (энергия мысли). Образно говоря, человек оказывается способным созерцать бытие «в подлиннике», видеть и понимать всю его суть. В плане психики такое состояние можно определить как предельное развитие и мужественности, и женственности, когда человек становится, по сути, бесполым существом (по другой терминологии - «священным андрогеном» или «священным гермафродитом»). Такова цель юнгианского анализа.
В результате человек оказывается способным принимать решения на основе абсолютной правды, а не на основе представлений, внушенных наукой, образованием, воспитанием и т. д.
Подобный способ видения известен давно и всегда воспринимался как вершина интуитивного сознания, которое распознает Божественное, целостное, во всем. Платон и Христос называли его «оком души», суфии – «оком сердца», даосы – «оком Дао», или «внутренним оком».
Упражнение «Олицетворение природы»
Это упражнение основано на представлении о том, что природа изначально божественна и целостна.
Выберите тот уголок природы, который в вашем понимании будет символизировать эту целостность. Побудьте немного в состоянии созерцания. Смотрите, наслаждайтесь.
Представьте, что эта часть природы обладает сознанием. Она живая. Постарайтесь увидеть ее лицо, глаза - просто представьте, что они есть. Не бойтесь проекций. Фантазируйте.
Теперь попробуйте вчувствоваться в это проявление сознания и станьте этим сознанием. Почувствуйте себя частью этой природы, которая смотрит на себя (на ваше маленькое Я) со стороны. Будучи частью огромного целого, вы сейчас отождествляетесь с большей частью себя, которую не знаете. Вы ведь не зря выбрали это место: большая часть вашего сознания сейчас символически говорит с вами.
Теперь вы способны увидеть, в каком состоянии находится ваше маленькое Я. Вы можете почувствовать и осознать, чего ему не хватает, чего оно хочет, и дать совет, потому что сейчас вы - нечто иррациональное. У вас могут возникнуть удивительные ощущения, интуитивные прозрения, которые нельзя передать словами, но вы все же попытайтесь. Может быть, недавно вам – вашему маленькому Я - приснился некий сон. Представьте, что это ваше большое Я послало его. С какой целью был послан этот сон, какую информацию вы хотели сообщить? Расскажите об этом.
Запишите результаты, а через несколько дней загляните в свои записи. Иногда необходима дистанция во времени, чтобы понять то, что в первый момент объяснить очень трудно.
Каков ты, таков и мир, который тебя окружает
К старой женщине, сидящей на обочине дороги, ведущей в город, подходит путник и спрашивает:
- Каковы люди в вашем городе?
- А каковы люди там, откуда вы пришли? – спрашивает она.
- Ой, они злые, коварные, расчетливые.
- Вы найдете точно таких же людей и здесь.
Подходит другой путник с тем же вопросом:
- Каковы люди в вашем городе?
- А каковы люди там, откуда вы пришли? – спрашивает она.
- Они очень доброжелательные, любезные.
- Вы найдете точно таких же людей и здесь.
Наши личные качества и ожидания определяют то, какими мы видим других людей и каковы наши взаимоотношения с ними. Как мы взаимодействуем с миром, так и мир взаимодействует с нами.
Упражнение «Видеть внутренний свет»
Закройте глаза, расслабьтесь. Сделайте несколько медленных вдохов, чтобы высвободить напряжение.
Представьте, что рядом с вами находится человек, которого вы любите. Вообразите, что из какой-то части его тела (из груди или изо лба) исходит свет, и он становится вся ярче и ярче. Постепенно свет становится настолько ослепительным, что тело почти исчезает.
Теперь представьте рядом того, кого вы не любите. Пусть яркий свет наполняет и его до тех пор, пока он тоже не начнет светиться.
Представьте, что теперь и вас наполняет их сияние, ваше тело начинает растворяться в этом свете, и, наконец, вы сами становитесь источником света. Теперь все вы объединены тем «внутренним сиянием, в котором нет печали».
Это сияние может начать вытеснять чувство гнева, которое вы испытываете к одному из них, а нежные чувства к другому, наоборот, начнут расширяться, охватывая всех троих. В таком состоянии человек понимает, что способен любить всех людей.
Упражнение «В окружении святых»
Если все согласны с тем, что все люди – Божьи дети, то попробуйте относиться к каждому с благоговением.
Выберите час или день, в течение которого вы постараетесь видеть святого в каждом человеке, встретившемся на пути, и обращаться с ним соответствующим образом – с почтением, добротой и восторгом.
Видение Божественного в других помогает распознать Божественное в самом себе.
Упражнение «Повсюду видеть Учителей»
При желании можно видеть Учителя в каждом человеке. Уважаемые люди вдохновляют на развитие доброты и великодушия, а «дурные качества другого», по словам Конфуция, напоминают о наших собственных недостатках и побуждают «исправлять их в себе самом». Так, признавая свою восприимчивость к критике, можно вспомнить, что точно так же к ней восприимчивы и другие люди, и обращаться с ними мягче. Это гораздо лучше, чем жить с обидой в душе. Каждый опыт дает возможность чему-либо научиться.
Выберите час или день, в течение которого вы постараетесь видеть в каждом человеке, с которым встретитесь, Учителя, способного дать вам важный урок. Ваша задача – научиться как можно большему. В конце дня оцените свои взаимодействия с другими людьми и уроки, которые вы получили.
Если вы будете повторять это упражнение, то постепенно научитесь осознавать Божественное в себе и вокруг себя, а мир станет для вас Божественной школой, предназначенной для того, чтобы научить вас исцеляться и пробуждать к исцелению других.
ooo-sofija-1992- Сообщения : 528
Дата регистрации : 2015-10-11
Откуда : Тула
Re: ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ МУДРОСТИ И ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ
ВАШ БЛУЖДАЮЩИЙ УМ
Наши умы – неугомонные создания. Всегда в движении, они беспрестанно блуждают, перепрыгивая с воспоминаний о прошлом на фантазии о будущем, непрерывно что-то задумывая и планируя, стремясь к удовольствиям и убегая от страхов. Сидя за рулем по дороге на работу мы планируем свой день, заново переживаем вчерашний спор, беспокоимся о своих денежных делах, и слушаем радио.
Неудивительно, что так много людей чувствуют себя измотанными в течение дня и полностью выдохшимися к его концу. И также не стоит удивляться, что столь многие стараются заглушить свой ум телевидением, алкоголем, или наркотиками. Что еще более примечательно, чем постоянное возбуждение наших умов – так это тот факт, что мы осознаем лишь малую часть этого безумия, хотя его не так трудно заметить. Всего за пару минут вы можете на своем опыте почувствовать, что это такое, проделав небольшой эксперимент.
Прочитайте следующие инструкции. Когда они будут вам совершенно ясны, отложите книгу и закройте глаза.
Зрительно представьте себе белое кольцо с белой точкой посередине на черном фоне. Попытайтесь, не отвлекаясь, сосредоточивать свое внимание на этом образе, чтобы он оставался ясным и устойчивым перед вашим мысленным взором в течение одной – двух минут. Проделайте это упражнение.
Поразительно обнаруживать, как сильно смещается и меняется образ, вопреки всем вашим усилиям удерживать его неподвижно. При этом изменяется не только образ, но и внимание отвлекается на мимолетные мысли и фантазии.
Большинству людей (хотя и не всем) для того, чтобы зрительно представить себе какой-нибудь новый образ, нужно поднять глаза (неважно, закрытые или открытые) направо вверх, а чтобы вспомнить знакомый образ - налево вверх.
Этот краткий взгляд на возбужденное состояние ума и его ограниченную способность сосредоточиваться удивляет большинство людей. У ума свой норов.
Как беспокоен ум...
Поистине, он переменчивее ветра.
Ученик Дзен приобрел духовный текст. Принеся книгу в монастырь, ученик показал ее учителю, и попросил его написать на ней какие-нибудь вдохновляющие слова.
"Конечно" – согласился учитель, что-то написал, и через мгновенье отдал книгу обратно. Ученик нашел там лишь одно слово: "Внимание!"
"Не напишете ли вы что-нибудь еще?" – взмолился ученик, снова отдавая книгу учителю.
"Ладно" – сказал учитель; на этот раз он писал несколько мгновений. Теперь ученик нашел в книге три слова: Внимание! Внимание! Внимание!
Некоторые практикующие были готовы пойти на все, чтобы овладеть вниманием. Ван Ян-мин жил в Китае XVI в и был одним из величайших неоконфуцианских философов и мудрецов. Стремясь обрести просветление, Ван и его друг Чен решили попытаться, не отвлекаясь, сосредоточиваться на куске бамбука, чтобы отточить свое сознавание настолько, чтобы они могли постичь в этом куске божественный принцип.
День и ночь Чен тщательно изучал принцип бамбука. Три дня он истощал свой ум, пока не перенапряг свою умственную энергию и не заболел. Поначалу я сказал, что все дело в том, что у него недостаточно силы. Я взялся за задачу сам и изучал бамбук с утра до темна, но все равно не мог раскрыть его принцип. Через семь дней я тоже заболел, поскольку изнурил свой ум. Так что мы вместе вздохнули и сказали: "Мы не можем быть мудрецами или достойными людьми, поскольку у нас нет необходимой для этого великой силы".
К счастью, у Ван Ян-мина, в итоге, были два озарения:
1. Он осознал, что такие длительные и напряженные умственные усилия вовсе не обязательны.
2. Он понял, что божественный принцип, который он искал, можно найти в собственном уме. С этим пониманием он, наконец, обрел просветление и впоследствии стал одним из величайших философов и государственных деятелей Китая.
ЗАЧЕМ СОСРЕДОТОЧИВАТЬСЯ?
Почему так жизненно важно тренировать внимание? Зачем давать себе труд учиться сосредоточению? Потому, что наш нетренированный ум взимает огромную дань с нашего психологического и духовного благополучия, и потому, что, будучи обуздан, сосредоточенный ум дает огромные преимущества. Далай Лама утверждал: "Религия – это, в лучшем случае орудие, призванное помочь вам тренировать свой ум". По словам Будды:
Больше, чем все, кто тебя ненавидят,
больше, чем все твои враги,
тебе вредит неумелый ум.
Отточенный ум приносит большее благо,
чем твои мать и отец,
чем вся твоя семья.
больше, чем все твои враги,
тебе вредит неумелый ум.
Отточенный ум приносит большее благо,
чем твои мать и отец,
чем вся твоя семья.
Издержки неумения сосредоточиться
Если наш ум нам не подчиняется, то и наша жизнь становится неуправляемой. Наша проблема коренится в том, что мы позволяем себе становиться рабами, а не хозяевами собственного ума. Рам Дасс подытожил эту дилемму в двух фразах:
Все мы – пленники собственного ума.
Осознание этого составляет первый шаг по пути к свободе.
Осознание этого составляет первый шаг по пути к свободе.
Пока мы не способны сосредоточивать свое внимание, и оно по своей инициативе перескакивает с одного на другое, мы обречены отвлекаться и испытывать возбуждение.
Преимущества сосредоточенного ума
Ум обладает замечательной способностью отражать и перенимать качества всего, на что он обращает внимание. Если мы прислушиваемся к сердитому человеку или наблюдаем сцену насилия, наш ум начинает кипеть от гнева. Если мы сосредоточиваемся на любящем человеке, наш ум стремится наполниться любовью.
Как только это понято, сразу становятся очевидными две вещи:
1. Если бы мы могли управлять вниманием, то могли бы сосредоточиваться на конкретных людях и воспоминаниях, чтобы вызывать желаемые качества, например, любовь и радость.
2. То, что попадает к нам в ум, не менее важно, чем то, что попадает к нам в рот. Наша умственная диета влияет на наше психическое здоровье. Если мы практикуем то, что буддисты называют "неразумным вниманием", и держим свой ум на безумной телевизионной диете насилия, алчности, и страха, эти же качества растут и разгораются внутри нас. Психологические исследования показали это с болезненной ясностью. Чем больше насилия люди видят по телевизору – учитывая, что трудно смотреть телевизор и не видеть насилия – тем более агрессивными они склонны становиться.
Но если мы практикуем "разумное внимание" и внимательно выбираем более здоровый рацион полезных телевизионных программ, чтения, и общения с друзьями, то развиваем здоровые состояния ума. Св. Павел практиковал не только правильную религию, но и правильную психологию, когда советовал:
.
..что только истинно, что честно, что справедливо,
что чисто, что любезно, что достославно,
что только добродетель и похвала, о том помышляйте. (Флп 4:
что чисто, что любезно, что достославно,
что только добродетель и похвала, о том помышляйте. (Флп 4:
На чем мы сосредоточиваемся, тем и становимся, а коль скоро мы можем управлять вниманием, то можем сосредоточиваться на всем что нам угодно. Это открывает огромные возможности.
РАЗВИВАЙТЕ СПОКОЙНЫЙ УМ
Хотя развитие успокоенного, сосредоточенного ума дает огромные преимущества, это отнюдь не легкая задача. Как сильное дикое животное, привыкшее бродить там, где пожелает, сопротивляется, когда его пытаются приручить, так же ведет себя и ум, подобный неугомонной мартышке.
Даже у святых опускались руки перед этой проблемой. Одна из самых любимых католических святых, Тереза Авильская, рыдала в отчаянии: "Порой мне хочется умереть, ибо я не могу излечиться от этого блуждания ума. Тренировку ума и внимания иногда называют – и не без причины – искусством искусств и наукой наук.
Проблема овладения вниманием состоит не столько в том, что это болезненный процесс, сколько в том, что он продвигается очень медленно. Он требует времени и специальных методов, к числу которых относятся медитация и созерцание, йога, монотонное повторение, и непрерывная молитва.
МЕДИТАЦИЯ: УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Медитация – это всемирно известная практика, занимающая почетное место в истории и в сердце всех великих религий. "Медитация – главное богатство мистика" – говорят суфии, и мудрецы всех традиций признают ее ценность и соглашаются со словами рэбби Нахмана:
Человек, не практикующий медитацию, не может обладать мудростью. Порой он может быть способен на время сосредоточиваться, но это состояние не длится долго. Его способность к сосредоточению остается слабой, и ее нельзя поддерживать.
Медитация и другие методы сосредоточения имеют два общих основных элемента. Первый из них – выбор объекта для фокусирования внимания, будь то дыхание, образ, слово, или молитва. Второй состоит в том, что когда внимание блуждает, его спокойно возвращают к этому объекту, снова, снова, и снова. В этом главная особенность метода: возвращать внимание всякий раз, когда оно рассеивается. Постепенно ум становится более устойчивым, и внимание остается более сосредоточенным на выбранном объекте.
Но это требует времени. Наш ум с самого рождения потворствовал своей неуемной страсти к скитаниям. Если мы ждем, что он откажется от столь многолетней привычки за несколько минут или даже часов, то будем жестоко разочарованы.
Упражнение : ДЕЛАЙТЕ ВСЯКИЙ РАЗ ЧТО-НИБУДЬ ОДНО
Это очень бесхитростное упражнение, однако, оно может оказывать впечатляющее действие. Один очень занятой врач, который потратил годы, живя в неистовом темпе, сообщал, как его поразили результаты, и назвал это упражнение одним из самых полезных, которые ему когда-либо приходилось делать.
Для начала, возьмите обязательство в течение определенного времени – быть может, на первый раз будет вполне достаточно одного дня – делать в каждый момент только что-то одно. В течение дня вы будете сосредоточивать свое внимание на каждом отдельном деле. Возможно, вы успеете сделать меньше обычного, но многие из этих несделанных дел, вероятно, в итоге окажутся совершенно неважными. Но то, что вы сделаете, вы будете делать более эффективно и получите от этого гораздо большее удовольствие.
Такой день может отличаться от обычного в следующем: когда вы проснетесь и встанете, не включайте радио или телевизор, пока не будете готовы уделить им все свое внимание. Принимая душ, без радио, сосредоточивайтесь на наслаждении ощущениями, которые вызывает вода, ласкающая ваше тело, а затем на бодрящих прикосновениях полотенца, когда вы вытираетесь. Душ может быть бездумным занятием, либо чувственным удовольствием, в зависимости от того, сколько внимания вы ему уделяете.
Занимаясь приготовлением завтрака, просто готовьте завтрак. За завтраком уделяйте ему все свое внимание. Выключите радио и телевизор, отложите газету. Просто наслаждайтесь едой, ее консистенцией, запахом, вкусом. Когда вы закончите есть – пожалуйста, читайте газету.
Говоря по телефону, дарите человеку на другом конце линии дар своего полного внимания. Когда кто-то с вами разговаривает, выключите телевизор или отложите свое чтение, и действительно слушайте. Если вы идете в ресторан, выбирайте тот, что потише, чтобы вы могли пощадить свой слух, наслаждаться едой, а если вы не одни – то и настоящей беседой.
К концу дня окажется, что вы, вероятно, меньше слушали радио, меньше смотрели телевизор, и, быть может, сделали на один – два телефонных звонка меньше, чем обычно. Но вы будете более чем вознаграждены за эти незначительные потери. Поскольку вы действительно осознанно делали каждое дело, вы, возможно, почувствуете себя менее взвинченным и разбитым, и день покажется вам более осмысленным и приятным. Когда вы обнаружите эти преимущества, вам, быть может, захочется распространить это упражнение на большую часть жизни, отказавшись от поверхностных отвлечений, чтобы сосредоточиваться на том, что представляется вам наиболее значительным и важным. Это основа "добровольной простоты" – жизни, менее загроможденной избытком дел и имущества, простой внешне, но богатой внутренне. Чтобы сопротивляться рассеивающим соблазнам современной жизни, нужна практика, но это с лихвой окупается преимуществами, которые она дает.
Упражнение : ПРЕВРАЩАЙТЕ ПОВСЕДНЕВНЫЕ ДЕЛА В СВЯЩЕННЫЕ РИТУАЛЫ
В дополнение к тому, чтобы в каждый момент делать только что-то одно, можно уделять особое внимание отдельным видам деятельности, например, открыванию двери, ответу на телефонный звонок, или управлению автомобилем. Решая использовать эти действия для духовного пробуждения, вы превращаете, казалось бы, незначительные повседневные дела в священные ритуалы, предназначенные для развития спокойствия и сосредоточения.
Для начала выберите какое-либо действие, скажем, открывание двери, и возьмите на себя обязательство в течение определенного времени, например, одного дня, выполнять его как можно более осознанно. Таким образом, в течение дня вы больше не будете просто распахивать двери и бездумно проходить через них. Вместо этого, вы могли бы останавливаться перед каждой из них на мгновенье, достаточное, чтобы сделать глубокий вздох. Осторожно протяните руку к дверной ручке, почувствуйте, как она касается вашей ладони, поверните ее, и спокойно откройте дверь. Затем пройдите через нее и спокойно закройте дверь за собой. Ценой незначащей потери нескольких секунд вы успокоились, сосредоточили свое внимание на текущем моменте, и превратили бездумную формальность в продуманный священный ритуал.
Точно так же и с автомобилем: вместо того, чтобы запрыгивать на сиденье и с ревом срываться с места под вопли радио, попробуйте поступать иначе. Выйдите на несколько минут раньше, чтобы вам не приходилось спешить. Усядьтесь за руль и сделайте три медленных, глубоких вздоха. Напомните себе, что вы хотите использовать эту поездку как часть вашей духовной практики. Затем поезжайте спокойно и внимательно, наслаждаясь ситуацией и знанием, что поездка способствует вашему пробуждению. Многие люди сообщают, что когда они ведут подобным образом, их езда становится более спокойной, приятной, и безопасной.
В результате таких упражнений очень скоро становится ясно, что любое обычное дело можно превратить в священный ритуал и момент пробуждения. Как подчеркивает иудейская мудрость: "Любое обычное деяние, если к нему относиться с благоговением, ведет к Богу".
Упражнение : ПРЕВРАТИТЕ ПОМЕХИ В ПРИЗЫВЫ К ПРОБУЖДЕНИЮ
Обычный день полон многочисленных досадных помех и минутных раздражений. Мы заняты беседой, когда вдруг звонит телефон, наслаждаемся хорошей книгой, когда начинает плакать ребенок, поглощены работой над проектом, когда вмешивается начальник. Часто мы реагируем на это автоматически и лишь наполовину осознанно, вероятнее всего, вспышкой раздражения или беспокойства, и относимся к помехе просто как к отвлекающему фактору.
Однако помехи можно использовать и как пробуждающие сигналы. Если вы потратите мгновение, чтобы расслабиться и освободиться от всякого раздражения, когда ребенок начинает плакать, это даст вам возможность успокоиться и подействовать на него успокаивающе. Если вы позволите телефону позвонить чуть дольше, пока вы сделаете глубокий вздох, то сможете собраться и уделить полное внимание разговору.
Для этого упражнения выберите одну или две обычных помехи и промежуток времени – быть может, день или неделю – в течение которого вы будете использовать их в качестве пробуждающих сигналов. Решите для себя, как вы будете реагировать на каждый из этих сигналов. Если вы выберете телефон в качестве своего духовного будильника, то, быть может, решите, подобно людям из монастыря Тих Нат Хана, делать глубокий вздох, прежде чем ответить на звонок. Я считаю полезным прикреплять к телефону маленькую записку самому себе, чтобы она служила напоминанием. Я до сих пор нередко бездумно снимаю трубку, как только зазвонит телефон, но порой я замечаю записку и вспоминаю, что сначала нужно потратить мгновение на то, чтобы успокоиться. Поработав какое-то время с тем или иным пробуждающим сигналом, вы, возможно, захотите его сменить или, что лучше, добавить к нему еще один.
Остановитесь, чтобы вздохнуть
Многие традиции утверждают, что дыхание тесно связано с нашим духом и жизненной силой. Сосредоточение внимания на дыхании – это, пожалуй, наиболее распространенное во всем мире созерцательное упражнение и главный элемент йоги. Некоторые их этих медитаций столь восхитительно просты и легки в исполнении, что ими можно заниматься почти в любое время.
Упражнение : ТРИ ВЗДОХА
Прямо сейчас сосредоточьте свое внимание на дыхании. Сделайте три долгих, неторопливых вздоха, вдыхая медленно и глубоко, и затем, расслабляясь и освобождаясь, когда воздух выходит наружу. Почувствовали себя лучше? Думаю, что да!
Добавление нескольких простых слов, похожих на те, что предлагает Тих Нат Хан (см. ниже), позволяет сделать этот опыт еще более приятным и расслабляющим. Попробуйте прямо сейчас сделать несколько вздохов, думая про себя с каждым из них:
Вдыхая, я улыбаюсь,
выдыхая, я расслабляюсь.
Это чудесное мгновенье.
выдыхая, я расслабляюсь.
Это чудесное мгновенье.
Или, быть может, вам больше понравится вариант, когда вы сопровождаете каждый вдох и выдох одной из следующих строк:
Вдох, выдох,
медленно, глубоко,
улыбка, освобождение.
медленно, глубоко,
улыбка, освобождение.
Конечно, вы можете предпочесть и другие слова. Удовольствие от таких простых медитаций отчасти связано с экспериментированием, с целью найти, что лучше всего подходит именно для вас. Даже спустя годы практики я не перестаю удивляться тому, сколь полезными могут быть несколько осознанных вздохов.
Упражнение : РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЙТЕСЬ ДЫХАТЕЛЬНОЙ МЕДИТАЦИЕЙ
Если вы запланируете несколько коротких дыхательных медитаций в течение дня, это может полностью преобразить его. Их можно выполнять через равные промежутки времени, либо приурочить к трудным или переходным моментам. Несколько вдумчивых вздохов перед тем, как дети вернутся из школы или перед беседой с начальником могут помочь вам сохранять душевное равновесие. Точно так же, несколько успокаивающих вздохов могут оказаться прекрасным способом начинать каждый новый час. Всего за одну – две минуты вы можете избавиться от напряжений, накопившихся за прошедший час, и войти в следующий с ясным и свежим умом.
Упражнение : ДЛИТЕЛЬНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ДЫХАНИИ
Для начала найдите тихое удобное место, где вас какое-то время никто не потревожит. Полезно заранее решить, как долго вы будете медитировать. Для первого раза будет вполне достаточно десяти – двадцати минут.
Обратите внимание на свои тело и позу. Нужно сидеть с выпрямленной спиной и поднятой головой. Если вы сидите в кресле, быть может, вам будет удобнее положить снизу за спину подушку – это ослабит напряжение мышц в этой части тела и позволит вам держаться прямо. Распрямив спину, обратите внимание на все остальное тело. Просто расслабьтесь, насколько сможете.
Сделайте несколько медленных, глубоких вздохов, чтобы помочь процессу расслабления. При этом заметьте, что на вдохе вы активно втягивает в себя воздух, однако, для того, чтобы выдохнуть и выпустить воздух наружу вам нужно всего лишь расслабиться. С каждым вздохом вы просто освобождаетесь от всякого напряжения и все более расслабляетесь.
Теперь обратите свое внимание на сам опыт дыхания. Заметьте, что два самых заметных ощущения вы, вероятно, испытывает в ноздрях, где входит и выходит воздух, и в животе, где вы можете чувствовать поднятие и опускание брюшной стенки. Выберите одну из этих областей и полностью уделяйте ей все свое внимание. Следите за тем, как ощущения дыхания перемещаются и изменяются, когда воздух движется внутрь и наружу, а затем останавливается во время краткой паузы перед началом следующего цикла.
Рано или поздно, вы внезапно очнетесь, слегка задохнувшись от неожиданности, когда поймете, что погрузились в мысли или фантазии, совершенно забыв о дыхании или даже о том, что вы медитировали. Это естественное явление, которое служит еще одним напоминанием о том, как сильно наш неподготовленный ум отклоняется от реальности. Бороться с этим очень просто. Нужно всего лишь спокойно и ласково возвращать свое внимание к ощущениям дыхания. Вы будете впадать в фантазии сотни раз – задача лишь в том, чтобы пробуждаться на один раз больше.
В этом суть упражнения: ум блуждает бессознательно, а вы возвращаете его осознанно. Не осуждайте себя или ум за его склонность к блужданию. Лучше обращайтесь с ним и с самим собой с мягкой любовью и уважением, и продолжайте возвращаться вниманием к дыханию.
Это все, что от вас требуется. Вы не должны бороться или сражаться с умом; вам не следует беспокоиться о том, насколько хорошо у вас получается. Просто расслабьтесь, позвольте вниманию остановиться на ощущениях дыхания, а когда оно начинает блуждать, возвращайте его назад. Медитация – это процесс установления дружеских отношений с собственным умом. Согласно Ауробиндо, весь секрет в том, чтобы:
Пробовать снова и снова, терпеливо, настойчиво, и, главное, не совершать ошибки, пытаясь в уме бороться с умом.
В конце сеанса спокойно откройте глаза и оглядитесь вокруг. Быть может, вы заметите, что видите все немного яснее, и цвета кажутся вам немного более яркими. Постарайтесь не вскакивать с кресла, спеша вернуться к обычным делам. Вставайте медленно и, прежде всего, подумайте, не можете ли вы привнести новообретенные ясность и спокойствие в свои деятельность и взаимодействие с другими людьми.
Упражнение : ПЕРВЫЙ ВЗДОХ, ПОСЛЕДНИЙ ВЗДОХ
После того, как вы проделаете предыдущее упражнение несколько раз, вам, возможно, покажутся интересными следующие два варианта.
Вообразите себя только что родившимся младенцем. Выйдя из чрева матери, вы готовы сделать свой первый вздох. Каждый вздох для вас – это новый живительный опыт. Не спешите, и насладитесь им в полной мере.
Теперь представьте себе, что ваша жизнь подошла к концу. Вы умираете, и любой ваш вздох – вот этот вздох прямо сейчас – может оказаться последним. Уделите ему все ваше внимание и используйте его, чтобы расслабиться, не цепляться за жизнь, и освободиться от всякого страха или тревоги. С каждым вздохом просто освобождайтесь.
Это превосходное общее упражнение и, кроме того, прекрасная практика для смерти. Все мы когда-нибудь сделаем свой последний вздох, и спокойствие и устойчивость ума, приобретенные в результате подобной медитации, будут одним из факторов, от которых зависит, насколько легко и умиротворенно мы умираем.
СВЯЩЕННЫЕ ЗВУКИ
Медитация на священных звуках чрезвычайно популярна во всем мире. В таких традициях, как иудаизм, христианство, и индуизм, этим звуком может быть священный стих или имя Бога, и медитация, таким образом, сливается с молитвой. Как вскоре будет ясно, имя Бога может оказывать удивительно мощное пробуждающее действие.
Упражнение : ПОВТОРЯЙТЕ ИМЯ БОГА
Возможно, прежде чем приступить к этому упражнению, вам захочется заранее решить, как долго вы будете его делать. Я думаю, для первого раза вам вполне хватит десяти или пятнадцати минут. Если вы будете регулярно заниматься этой медитацией на протяжении дней или недель, то сможете постепенно увеличивать продолжительность сеансов как вам будет удобно. Некоторым людям нравится устанавливать будильник; другие предпочитают помещать часы на видное место, где они могут легко их заметить, открыв глаза.
Начните, к и в случае продолжительного сосредоточения на дыхании, удобно усевшись с прямой спиной. Расслабьте все остальное тело. Затем начинайте тихонько повторять ваше любимое имя Бога, например, Боже, Господи, Аллах, Отец, Матерь Божья, Шива, и т.д. Сперва вы, наверное, будете произносить имя шепотом, однако вскоре вам может захотеться повторять его только в уме.
Не нужно напрягаться или стараться, чтобы что-то происходило. Все что вам нужно – это просто медленно и спокойно повторять имя снова и снова, предоставив ему оказывать на вас свое действие. В свое время вы откроете для себя, что "Имя Божье не может быть ни услышано без ответа, ни произнесено без отклика в уме, призывающего вас к вспоминанию". Как заявлял Рамакришна на основании своего непосредственного опыта практики нескольких религий, "всякое откровенное Имя Единственной Реальности обладает непреодолимой освящающей силой".
В современном христианском учении содержится такое изящное описание этого вида медитации:
Медленно повторяйте Имя Божье снова и снова. Забудьте все имена, кроме Его Имени. Не слушайте ничего другого. Пусть все ваши мысли сосредоточатся на Этом... И тогда Имя Божье становится нашей единственной мыслью, единственным словом, единственным, что занимает наш ум, нашим единственным желанием, единственным звуком, имеющим какой-то смысл, и единственным Именем всего, что мы хотим видеть.... Сидите молча и позвольте Его Имени стать всеобъемлющей идеей, полностью овладевшей вашим умом.... Обратитесь к Имени Божьему за своим освобождением, и оно будет вам дано.
Упражнение : СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА
Обычно мы думаем о молитве, как о мольбе к Богу или диалоге с Ним. Однако, созерцательная молитва происходит по-иному. В ней молящийся сосредоточивается на повторении духовно значимого слова, сочетания слов, или целого предложения. Можно использовать почти любую фразу, при условии, что она имеет духовный смысл и вызывает положительные чувства у вас в уме и в сердце. Некоторые люди предпочитают такие слова, как любовь, мир, или благодать; другие выбирают для этого строку из священного текста. В истории христианства самой популярной была Иисусова Молитва: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя".
Техника созерцательной молитвы почти идентична медитации на имени Бога. Просто снова и снова, мягко и спокойно повторяйте выбранную фразу либо тихонько вслух, либо молча в уме. Как и при любой другой медитации, здесь не нужно напрягаться или бороться. Нужно лишь все время возвращать внимание к фразе, и позволить молитве оказывать свое действие на ваши ум и сердце.
Как и вообще при медитации, переживаемый опыт может быть очень разным. В качестве одной крайности, вы можете столкнуться с наплывом болезненных воспоминаний и не нашедших разрешения эмоций, в качестве другой – с периодами глубокого спокойствия и безмятежности.
И те, и другие переживания чрезвычайно ценны. Высвобождающиеся старые конфликты, которые долгое время сохранялись во тьме бессознательного, попадают под целительный свет осознания. То, что вы продолжаете повторять священный звук, не поддаваясь беспокойству об этих конфликтах, создает наилучшие условия для их исцеления.
РЕГУЛЯРНАЯ ПРАКТИКА
Чрезвычайно ценно каждый день выделять какое-то время, предназначенное исключительно для медитации или молитвы. Будучи освобожден от забот и отвлекающих влияний, ум может успокаиваться, отрываться от повседневных дел, и уделять все свое внимание тому, что действительно важно.
Сколь продолжительными должны быть эти периоды созерцания, и насколько часто их следует проводить? В общем, чем больше, тем лучше. Однако, более целесообразно начинать с небольшой программы, с которой вы сможете справиться, чем строить грандиозные планы, обреченные на скорый провал. Для начала вполне разумно поставить себе цель посвящать практике от десяти до двадцати минут пять дней в неделю. Со временем вы, при желании, можете постепенно увеличивать это количество. Важнее всего сделать эти сеансы частью заведенного распорядка дня. Многие люди считают наиболее подходящим временем для них ранее утро. Тогда ум может быть более спокойным и восприимчивым, и медитация и молитва способны задавать тон на весь день.
Самое важное – найти, что вам лучше всего подходит, и держаться этого. Как и при любой духовной практике, полезно обсуждать свой опыт с мудрым другом, или учителем, которые могли бы направлять вас в вашем путешествии в глубины ума.
ooo-sofija-1992- Сообщения : 528
Дата регистрации : 2015-10-11
Откуда : Тула
Похожие темы
» Практика развития чувствительности рук
» Практика развития чувствительности рук
» Записывайте мысли. Практика улучшения жизни
» ВЕРШИНЫ МУДРОСТИ
» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МУДРОСТИ
» Практика развития чувствительности рук
» Записывайте мысли. Практика улучшения жизни
» ВЕРШИНЫ МУДРОСТИ
» РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ МУДРОСТИ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения