Изследования по изменению погоды
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Болгарская магия
Страница 1 из 1
Изследования по изменению погоды
Автор Катажина Лелевкка, Славистика Лоджска.
В западной Болгарии и Сербии существуют два взаимосвязаных ритуала по изменению погоды в необходимую сторону. Представляю обобщенную функциональную характеристику обрядов полученых в этнографических изследованиях в на рубеже 19-20 веков.
Обряды не имеют точной даты, но обыкновенно выполняются весной или летом в начале засушливого периода. В некоторых областях Болгарии на Гьерговден для совмещения с праздником и получения большего эффекта плодородия , благополучия и защиты от внешних негативных влияний.
В обряде называемом Пеперуда, Перперуна, Перпелюда, Перунига, Парпалуда, Вай Дудула, Вай Гугу, Ой Люле, Росоманка, Войданка, Додола, Дудул и Додола, участвуют только девочки которые не достигли половой зрелости и младше 12 лет. Некоторые ученые берут это как тезу, что название "Пеперуда" (бабочка) произходит от имени супруги бога Перуна - Перперуна, чей культ один из основных в обрядах связаных с молитвами о дожде.
Условия для девочки которой уделена главная роль в обряде - должна быть сиротой или последним ребенком в семь. Последуемая свитой, "бабочка" украшена зелеными ивовыми ветками и обыкновенно под ними или зеленые одежды или голая, или одета в старую рубашку, с распущеной косой и босая. Свита тоже одета в зеленое. Сопровождают "бабочку" к каждому дому где их встречают хозяйки. Свита поет, бабочка танцует а хозяйка поливает ее водой. В каждом из домов хозяйка дает дар - сыр, масло, муку, соль. Запрещено давать яйца чтоб не вызвать град. Все дары даются в сите которое "вытряхивается" над головой основной участницы. После того как группа уходит из двора, хозяйка может погадать на сите: если пущенное упадет дном вниз, то это означает большое изобилие и достаток дома.
Группа девушек не только посещают дома, но и все колодцы и родники в селе. В конце обряда группа уходит к реке где купают основую участницу как свою одежду оставляют в реке. После этого садятся для трапезы которая должна быть приготовленой из собраных продуктов вдовицей.
Иногда основное лицо в обряде цыганка. В этом случае требования к ней: последний ребенок в семье и беременная. Часто ей на щиколотку ноги привязывают крестик взятый с кладбища как знак непринятия или чужеродности к обществу и знак бедности который по народному христанству может умилостивить бога.
Обряд пеперуды связан с обрядом Герман, который начинает проводиться в этот же или на следующий день. С помощью женщин которые уже прекратили половую жизнь, молодые девушки изготавливают куклу мужчины с ясно видимым фалосом, символизирующего плодородие. Кукла называется Герман, Георги, Гошо, Гечо, Дюрманджо, Дюрманчо, Драганчо, Скалоян, Кабаиван, Джерман, Церман.
Кукла изготавливается или из глины или из веток и одежды. Похожа на мертвеца на доске или в гробу. Голову обкладывают цветами, а иногда и скорлупой с первого пасхального яйца. цель этого обряда вызвать возобновление уничтоженного урожая и возстановить равновесие в природе.
Часто на живот куклы кладут жабу - символ дождя, изобилия и новой жизни. Своей влажной кожей жаба противопоставляется засухе. Иногда к кукле добавляют и красный перец как символ мужественности. Целую ночь женщины оплакивают куклу и наблюдают чтоб через нее не переступила кошка.
На следующий день молодые мужчины хоронят куклу на берегу реки и во время переноса куклы до места захоронения оплакивают его словами
Умрел Герман от суша,
От суша за киша,
Многу здраве да носиш!
Германе, Германе!
(Умер Герман от сухости, От сухости для грязи, Много здоровья чтоб принес! Германе...)
при необходимости избавится от дождей и потопа изменяется на
Умрел Герман от киша,
От киша за суша,
Многу здраве да носиш!
Германе, Германе!
Интересно и то, что во время подобного языческого обряда часто учавствует и священник который выполняет крещение куклы и последующее отпевание на могиле.
В западной Болгарии и Сербии существуют два взаимосвязаных ритуала по изменению погоды в необходимую сторону. Представляю обобщенную функциональную характеристику обрядов полученых в этнографических изследованиях в на рубеже 19-20 веков.
Обряды не имеют точной даты, но обыкновенно выполняются весной или летом в начале засушливого периода. В некоторых областях Болгарии на Гьерговден для совмещения с праздником и получения большего эффекта плодородия , благополучия и защиты от внешних негативных влияний.
В обряде называемом Пеперуда, Перперуна, Перпелюда, Перунига, Парпалуда, Вай Дудула, Вай Гугу, Ой Люле, Росоманка, Войданка, Додола, Дудул и Додола, участвуют только девочки которые не достигли половой зрелости и младше 12 лет. Некоторые ученые берут это как тезу, что название "Пеперуда" (бабочка) произходит от имени супруги бога Перуна - Перперуна, чей культ один из основных в обрядах связаных с молитвами о дожде.
Условия для девочки которой уделена главная роль в обряде - должна быть сиротой или последним ребенком в семь. Последуемая свитой, "бабочка" украшена зелеными ивовыми ветками и обыкновенно под ними или зеленые одежды или голая, или одета в старую рубашку, с распущеной косой и босая. Свита тоже одета в зеленое. Сопровождают "бабочку" к каждому дому где их встречают хозяйки. Свита поет, бабочка танцует а хозяйка поливает ее водой. В каждом из домов хозяйка дает дар - сыр, масло, муку, соль. Запрещено давать яйца чтоб не вызвать град. Все дары даются в сите которое "вытряхивается" над головой основной участницы. После того как группа уходит из двора, хозяйка может погадать на сите: если пущенное упадет дном вниз, то это означает большое изобилие и достаток дома.
Группа девушек не только посещают дома, но и все колодцы и родники в селе. В конце обряда группа уходит к реке где купают основую участницу как свою одежду оставляют в реке. После этого садятся для трапезы которая должна быть приготовленой из собраных продуктов вдовицей.
Иногда основное лицо в обряде цыганка. В этом случае требования к ней: последний ребенок в семье и беременная. Часто ей на щиколотку ноги привязывают крестик взятый с кладбища как знак непринятия или чужеродности к обществу и знак бедности который по народному христанству может умилостивить бога.
Обряд пеперуды связан с обрядом Герман, который начинает проводиться в этот же или на следующий день. С помощью женщин которые уже прекратили половую жизнь, молодые девушки изготавливают куклу мужчины с ясно видимым фалосом, символизирующего плодородие. Кукла называется Герман, Георги, Гошо, Гечо, Дюрманджо, Дюрманчо, Драганчо, Скалоян, Кабаиван, Джерман, Церман.
Кукла изготавливается или из глины или из веток и одежды. Похожа на мертвеца на доске или в гробу. Голову обкладывают цветами, а иногда и скорлупой с первого пасхального яйца. цель этого обряда вызвать возобновление уничтоженного урожая и возстановить равновесие в природе.
Часто на живот куклы кладут жабу - символ дождя, изобилия и новой жизни. Своей влажной кожей жаба противопоставляется засухе. Иногда к кукле добавляют и красный перец как символ мужественности. Целую ночь женщины оплакивают куклу и наблюдают чтоб через нее не переступила кошка.
На следующий день молодые мужчины хоронят куклу на берегу реки и во время переноса куклы до места захоронения оплакивают его словами
Умрел Герман от суша,
От суша за киша,
Многу здраве да носиш!
Германе, Германе!
(Умер Герман от сухости, От сухости для грязи, Много здоровья чтоб принес! Германе...)
при необходимости избавится от дождей и потопа изменяется на
Умрел Герман от киша,
От киша за суша,
Многу здраве да носиш!
Германе, Германе!
Интересно и то, что во время подобного языческого обряда часто учавствует и священник который выполняет крещение куклы и последующее отпевание на могиле.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Болгарская магия
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения