Научный путеводитель по Шаманизму
Страница 1 из 1
Научный путеводитель по Шаманизму
НАУЧНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ШАМАНИЗМУ
Шаманство (Шаманизм) — особая форма видения и познания мира, включающая: 1) религиозно-мифологическое мировоззрение (систему представлений), базирующееся на законах Всеобщего Взаимодействия, тождества микро- и макрокосма, олицетворении, одушевлении и ожи-вотворении окружающей природы, населенной духовными либо духовно-материальными сущностями различной интенсивности: тотемные (звериные) первопредки, матери, хозяева, предки, духи, демоны, божества; 2) широкую культовую практику, направленную на защиту родового, этнического коллектива с целью поддержания его жизни, осуществляемую через биопсихоэнергетический и социокультурно-информационный обмен между Природой, Социумом и Человеком; 3) институт шаманства, особая роль в котором принадлежит шаману — избраннику духов, обладающему возможностью приобретения через специальные инициальные обряды посвящения и наследственную предрасположенность сверхъестественных качеств духа и в экстатическом состоянии сознания разной интенсивности способному выполнять функции посредника, медиатора между мирами Вселенной, между живыми и предками, и проч.; 4) шаманский опыт двусторонней связи мира реального и сакрального, состоящий из мистического и религиозного опыта верующих и шамана, приобретаемого во время шаманских ритуалов: инициальных ритуалов посвящения и приобретения силы шаманами, а также шаманских ритуалов лечебных, промысловых, календарных, проводов души.
Ряд исследователей предлагают различать термины шаманизм как традиционное мировоззрение и шаманство как культовую практику шаманов.
Некоторые ученые разделяют понятия шаманизма и шаманства на уровне знаний шаманов либо знаний посвященных и шаманствующих (Г. И. Харитонова, Д. Функ). 628
Шаман — личность, унаследовавшая высокую психическую организацию, способная в измененном состоянии сознания (одержимость, транс, экстаз) считывать нужную информацию. Шаманский дар — биосоциокультурный феномен обладания шаманской силой; способность параллельно соотносить внешнюю и внутреннюю (мистический опыт) реальности. Шаманская сила — приобретение сверхъестественных возможностей общения с миром духов, новых качеств духа и власти над духом-предком и духами-помощниками. В психологии данное явление соотносится с психологической интеграцией личности и способностью наблюдения и контроля над собой (биосинтез) и окружающими (способность моделировать психику других, предсказывать).
Шаманский зов — начало шаманской болезни; беспокойство, желание уединения, видение во сне духа, призывающего принять шаманский дар. Активизация бессознательных структур психики. Шаманская болезнь — процесс перестройки человеческой психики и организма с целью приобретения нового качества видения мира в двух уровнях — реальном и условном (сакральном). Шаманская болезнь субъективно переживается как кружение духами, одержимость духом-предком. Шаманская болезнь включает период шаманской инициации. Шаманская инициация — пересотворение духами тела и души будущего шамана, воспринимаемые во сне или трансе как терзание, резание, перековка. Инициация заканчивает переход шамана в новое качество — обретение сверхъестественных возможностей. Шаманская инициация заканчивается обрядом посвящения.
Шаманское посвящение — ритуал признания обществом права шамана на культовую практику с целью защиты интересов семьи, рода, этноса, локальной группы. Проходит в виде передачи шаманской силы от старого Большого шамана молодому.
Становление шамана — поэтапное обретение шаманской силы, заключающейся в знании всех дорог Вселенной, овладении властью над собой и окружающими (через отношения с духом-предком и духами-помощниками, а также другими духами и божествами Вселенной). Стадии посвящения шамана — этапы обретения шаманской силы и шаманского знания всех структур и характеристик Вселенной, сопровождающиеся специальными обрядами посвящения. Выделяется три основных этапа: 1) становление молодого шамана — «видящего» духов; 2) приобретение шаманской силы, функций и атрибутики настоящего шамана; 3) становление Большого шамана, знающего все дороги во Вселенной. 629
Шаманская песня — способ обретения контроля над своей психикой через медитацию, внутреннее сосредоточение и размышление во время шаманской болезни и инициации. Настрой, моделирование собственной психики и поведения.
Огонь — символ защиты и добра, способствующий концентрации сил и преодолению страха. Смотрение на огонь — способ обретения контроля над своей психикой в процессе шаманской инициации. Противоположный символ — вода.
Мандала — символ интеграции, гармонизации человеческой психики, используется в шаманской практике с лечебной целью.
Дух — предок шамана — 1) родовой двойник шамана, тождествен матери Вселенной. Шаман служит ему. Предок является его советчиком и проводником по мирам; 2) шаманский фетиш, амулет (камень, кусок дерева, фигурка зверя или человечка из дерева, металла, меха), изображающий духа родовой территории, леса, родового предка; 3) форма интеграции сознания — «видение» себя со стороны в образе человека, зверя.
Духи — помощники шамана — фантастические образы шаманского пантеона, приобретаемые им в течение всей шаманской практики; символизируют силу шамана, имеют материальное воплощение в виде фетишей, шаманских амулетов, изображающих животных, мифические существа, символы животных (части целого) — рога оленя, копыто оленя, костяк оленя (голова и хребет), лапа медведя, носы животных и проч. Характеризуют качества шамана. Дух-предок — главный дух-помощник. Он же проводник по мирам Вселенной.
Шаманский корень — наследственное родовое происхождение шамана, связанное с шаманским даром.
Шаманское дерево — фантастический образ места рождения шаманской души в виде птицы на ветвях дерева. Представляется как дерево, дающее первому шаману шаманские атрибуты: бубен, колокольцы, корону с рогами, бубенцы, шаманские зеркала. Образ шаманского дерева ассоциируется с мировым деревом, пронизывающим все миры Вселенной и соединяющего верх и низ, небо и землю. Также связан с образом родового дерева душ, на котором вырастают души неродившихся людей и зверей. Как правило, его помещают в верхнем мире — на Венере, на Луне. Шаманская территория — фантастическое место рождения душ шаманов. Связано с первозданным местом зарождения душ людей и животных. Рисунки на скалах священных мест повторяли рисунки на шаманских ковриках, которыми покрывали голову шамана на первом обряде посвящения.
630
Шаманский очаг — ритуальный предмет шаманского мольбища, место выхода шаманской души в пространство Земли.
Шаманские атрибуты — костюм, подвески, корона и предметы для шаманских обрядов, в том числе камланий (посох, колотушка, ложка-кропилка, бубен, зеркало, прутья, колокольчик, бубенцы, погремушка, ленты, покрывала, коврики, платки, фигурки-фетиши предка и духов-помощников, шаманские сооружения и проч.); во время обряда освящения наделялись сверхъестественными свойствами. Составляли важную часть шаманских ритуалов. Некоторые из них были связаны с жизнью души шамана (например, бубен).
Шаманский чум — сооружение, моделирующее строение Вселенной; центр сакрального пространства, место проведения шаманских камланий с целью связи живых и предков, духов Вселенной. Состоит из трех частей: центральной (мира людей) и двух коридоров — проходов в верхний и нижний миры.
Сексуальное избранничество — восприятие своего второго «Я» шаманом через противоположный пол. В качестве духа-проводника шаману часто являлась его небесная дух-жена, которая и давала ему советы.
Шаманы превращенного пола. Ритуальная перемена пола на противоположный в шаманстве означала приобретение полноты гармонии Вселенной, соединение в одном целом его мужского и женского начал — Неба и Земли как божественных первопредков. Тождественна потере пола либо обретению двуполости. Шаманы превращенного пола считались наиболее сильными. Травестизм — институт перемены пола в традиционных и архаических культурах. Мужское и женское шаманство. Биологические особенности женщины — способность к деторождению и циклические менструации делали ее в глазах окружающих особым существом, имеющим доступ в иной мир.
Шаманство (Шаманизм) — особая форма видения и познания мира, включающая: 1) религиозно-мифологическое мировоззрение (систему представлений), базирующееся на законах Всеобщего Взаимодействия, тождества микро- и макрокосма, олицетворении, одушевлении и ожи-вотворении окружающей природы, населенной духовными либо духовно-материальными сущностями различной интенсивности: тотемные (звериные) первопредки, матери, хозяева, предки, духи, демоны, божества; 2) широкую культовую практику, направленную на защиту родового, этнического коллектива с целью поддержания его жизни, осуществляемую через биопсихоэнергетический и социокультурно-информационный обмен между Природой, Социумом и Человеком; 3) институт шаманства, особая роль в котором принадлежит шаману — избраннику духов, обладающему возможностью приобретения через специальные инициальные обряды посвящения и наследственную предрасположенность сверхъестественных качеств духа и в экстатическом состоянии сознания разной интенсивности способному выполнять функции посредника, медиатора между мирами Вселенной, между живыми и предками, и проч.; 4) шаманский опыт двусторонней связи мира реального и сакрального, состоящий из мистического и религиозного опыта верующих и шамана, приобретаемого во время шаманских ритуалов: инициальных ритуалов посвящения и приобретения силы шаманами, а также шаманских ритуалов лечебных, промысловых, календарных, проводов души.
Ряд исследователей предлагают различать термины шаманизм как традиционное мировоззрение и шаманство как культовую практику шаманов.
Некоторые ученые разделяют понятия шаманизма и шаманства на уровне знаний шаманов либо знаний посвященных и шаманствующих (Г. И. Харитонова, Д. Функ). 628
Шаман — личность, унаследовавшая высокую психическую организацию, способная в измененном состоянии сознания (одержимость, транс, экстаз) считывать нужную информацию. Шаманский дар — биосоциокультурный феномен обладания шаманской силой; способность параллельно соотносить внешнюю и внутреннюю (мистический опыт) реальности. Шаманская сила — приобретение сверхъестественных возможностей общения с миром духов, новых качеств духа и власти над духом-предком и духами-помощниками. В психологии данное явление соотносится с психологической интеграцией личности и способностью наблюдения и контроля над собой (биосинтез) и окружающими (способность моделировать психику других, предсказывать).
Шаманский зов — начало шаманской болезни; беспокойство, желание уединения, видение во сне духа, призывающего принять шаманский дар. Активизация бессознательных структур психики. Шаманская болезнь — процесс перестройки человеческой психики и организма с целью приобретения нового качества видения мира в двух уровнях — реальном и условном (сакральном). Шаманская болезнь субъективно переживается как кружение духами, одержимость духом-предком. Шаманская болезнь включает период шаманской инициации. Шаманская инициация — пересотворение духами тела и души будущего шамана, воспринимаемые во сне или трансе как терзание, резание, перековка. Инициация заканчивает переход шамана в новое качество — обретение сверхъестественных возможностей. Шаманская инициация заканчивается обрядом посвящения.
Шаманское посвящение — ритуал признания обществом права шамана на культовую практику с целью защиты интересов семьи, рода, этноса, локальной группы. Проходит в виде передачи шаманской силы от старого Большого шамана молодому.
Становление шамана — поэтапное обретение шаманской силы, заключающейся в знании всех дорог Вселенной, овладении властью над собой и окружающими (через отношения с духом-предком и духами-помощниками, а также другими духами и божествами Вселенной). Стадии посвящения шамана — этапы обретения шаманской силы и шаманского знания всех структур и характеристик Вселенной, сопровождающиеся специальными обрядами посвящения. Выделяется три основных этапа: 1) становление молодого шамана — «видящего» духов; 2) приобретение шаманской силы, функций и атрибутики настоящего шамана; 3) становление Большого шамана, знающего все дороги во Вселенной. 629
Шаманская песня — способ обретения контроля над своей психикой через медитацию, внутреннее сосредоточение и размышление во время шаманской болезни и инициации. Настрой, моделирование собственной психики и поведения.
Огонь — символ защиты и добра, способствующий концентрации сил и преодолению страха. Смотрение на огонь — способ обретения контроля над своей психикой в процессе шаманской инициации. Противоположный символ — вода.
Мандала — символ интеграции, гармонизации человеческой психики, используется в шаманской практике с лечебной целью.
Дух — предок шамана — 1) родовой двойник шамана, тождествен матери Вселенной. Шаман служит ему. Предок является его советчиком и проводником по мирам; 2) шаманский фетиш, амулет (камень, кусок дерева, фигурка зверя или человечка из дерева, металла, меха), изображающий духа родовой территории, леса, родового предка; 3) форма интеграции сознания — «видение» себя со стороны в образе человека, зверя.
Духи — помощники шамана — фантастические образы шаманского пантеона, приобретаемые им в течение всей шаманской практики; символизируют силу шамана, имеют материальное воплощение в виде фетишей, шаманских амулетов, изображающих животных, мифические существа, символы животных (части целого) — рога оленя, копыто оленя, костяк оленя (голова и хребет), лапа медведя, носы животных и проч. Характеризуют качества шамана. Дух-предок — главный дух-помощник. Он же проводник по мирам Вселенной.
Шаманский корень — наследственное родовое происхождение шамана, связанное с шаманским даром.
Шаманское дерево — фантастический образ места рождения шаманской души в виде птицы на ветвях дерева. Представляется как дерево, дающее первому шаману шаманские атрибуты: бубен, колокольцы, корону с рогами, бубенцы, шаманские зеркала. Образ шаманского дерева ассоциируется с мировым деревом, пронизывающим все миры Вселенной и соединяющего верх и низ, небо и землю. Также связан с образом родового дерева душ, на котором вырастают души неродившихся людей и зверей. Как правило, его помещают в верхнем мире — на Венере, на Луне. Шаманская территория — фантастическое место рождения душ шаманов. Связано с первозданным местом зарождения душ людей и животных. Рисунки на скалах священных мест повторяли рисунки на шаманских ковриках, которыми покрывали голову шамана на первом обряде посвящения.
630
Шаманский очаг — ритуальный предмет шаманского мольбища, место выхода шаманской души в пространство Земли.
Шаманские атрибуты — костюм, подвески, корона и предметы для шаманских обрядов, в том числе камланий (посох, колотушка, ложка-кропилка, бубен, зеркало, прутья, колокольчик, бубенцы, погремушка, ленты, покрывала, коврики, платки, фигурки-фетиши предка и духов-помощников, шаманские сооружения и проч.); во время обряда освящения наделялись сверхъестественными свойствами. Составляли важную часть шаманских ритуалов. Некоторые из них были связаны с жизнью души шамана (например, бубен).
Шаманский чум — сооружение, моделирующее строение Вселенной; центр сакрального пространства, место проведения шаманских камланий с целью связи живых и предков, духов Вселенной. Состоит из трех частей: центральной (мира людей) и двух коридоров — проходов в верхний и нижний миры.
Сексуальное избранничество — восприятие своего второго «Я» шаманом через противоположный пол. В качестве духа-проводника шаману часто являлась его небесная дух-жена, которая и давала ему советы.
Шаманы превращенного пола. Ритуальная перемена пола на противоположный в шаманстве означала приобретение полноты гармонии Вселенной, соединение в одном целом его мужского и женского начал — Неба и Земли как божественных первопредков. Тождественна потере пола либо обретению двуполости. Шаманы превращенного пола считались наиболее сильными. Травестизм — институт перемены пола в традиционных и архаических культурах. Мужское и женское шаманство. Биологические особенности женщины — способность к деторождению и циклические менструации делали ее в глазах окружающих особым существом, имеющим доступ в иной мир.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения