МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ ЕГИПТЯН
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Египетская магия
Страница 1 из 1
МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ ЕГИПТЯН
Выше уже говорилось о том, что имя, символ или изображение бога или демона могли служить амулетами и защищать тех, кто их носит, причем их сила сохранялась до тех пор, пока не разрушался сам амулет либо пока имя, символ или рисунок не стирались. Но египтяне пошли еще дальше, они верили, что возможно передать фигурке мужчины, женщины, животного или любого другого живого существа душу того, кого она изображает, его качества и атрибуты, что статуя бога в храме является вместилищем духа этого бога. В то, что в каждой статуе или фигурке обитает некий дух, жители Египта верили с незапамятных времен. И действия египтян, принявших христианство и боровшихся с языческими идолами, лишь подтверждают существование у них таких представлений, ибо они всегда стремились сбросить наземь и разбить статуи греческих и римских богов, полагая, что после этого обитающие в них духи останутся бездомными и потеряют свою силу. В неканонических Евангелиях говорится, что когда Дева Мария с Сыном прибыли в Египет, то «повсюду земля пришла в движение и задрожала и все идолы попадали с пьедесталов и разбились». Тогда жрецы и вельможи отправились к жрецу, с которым «говорил дьявол, обитавший в идоле», и спросили у него, что это значит. Он сказал, что на землю Египта вступил сын «тайного и скрытого бога», и посоветовал спрашивавшим изготовить статую этого бога, что они и сделали. Египтяне признали, что новый бог могущественнее всех их богов вместе взятых, и согласились установить его статую, ибо верили, что после этого часть духа «тайного и скрытого бога» придет и поселится в ней. Далее мы рассмотрим, каким образом использовались в Египте фигурки богов, людей и зверей, приобретавшие после совершения неких обрядов или прочтения «слов власти» магическую силу и способность творить добро или причинять вред. Один из самых древних примеров употребления магической фигурки приведен в «Папирусе Весткар».
Принц Хаф-Ра рассказывает Хуфу (Хеопсу) историю времен Неб-ка (Неб-кау-Ра), царя III династии (около 3830 г . до н. э.) . Однажды этот царь посетил дом одного из своих приближенных по имени Аба-анер, и жена Аба-анера воспылала любовной страстью к воину из царской свиты. Она отправила к нему свою служанку с подарком — сундуком дорогих одежд, и та, видимо, рассказала воину о чувствах своей хозяйки и привела его с собой в дом Аба-анера. Там он увиделся с женщиной и они договорились о свидании в маленьком домике во владениях ее мужа. Она приказала одному из слуг Аба-анера подготовить домик для нее и ее любовника. Когда все было готово, женщина пошла туда и провела там со своим возлюбленным целый день, предаваясь возлияниям и любви до захода солнца. Вечером воин отправился к реке и служанка омыла его. Но слуга, приводивший в порядок домик, заявил, что считает своим долгом известить хозяина о случившемся, и на рассвете следующего утра отправился к Аба-анеру, чтобы рассказать ему обо всем. Выслушав слугу, Аба-анер ничего не ответил, но велел ему принести определенные материалы и шкатулку из эбенового дерева и драгоценного металла. Из шкатулки он взял немного воска, который хранился там, видимо, как раз для подобных целей, слепил из него фигурку крокодила семи пядей в длину и, произнеся над ней магические слова, сказал: «Когда мужчина станет купаться в моих водах, схвати его». Фигурку крокодила он отдал слуге и приказал ему: «Когда мужчина по своему обыкновению пойдет совершать омовение, брось крокодила вслед за ним». Слуга взял у хозяина фигурку и отправился восвояси. И опять жена Аба-анера приказала слуге подготовить домик в саду «Так как... — сказала она, — ну, словом, я проведу там некоторое время». Было подготовлено все необходимое, и она вновь наслаждалась там обществом своего любовника. Вечером, когда мужчина пошел к воде, чтобы совершить омовение, слуга отправился за ним и бросил в воду восковую фигурку. Та сразу же превратилась в живого крокодила семи локтей в длину (то есть около 12 футов ), который схватил мужчину и утащил его в глубину. Прошло семь дней. Аба-анер провел их в обществе царя Неб-кау-Ра, а мужчина все это время оставался под водой, не имея возможности дышать. На седьмой день Аба-анер, который был хер-хебом отправился с царем на прогулку и пригласил Его Величество самолично посмотреть, какие диковинные вещи случаются с людьми в его время. Царь согласился. Когда они подошли к воде, Аба-анер призвал крокодила и сказал: «Доставь сюда мужчину». Крокодил выплыл, держа в пасти человека. Когда царь заметил, что | крокодил этот похож на ужасного монстра, Аба-анер взял зверя на руки и тот сразу же превратился в восковую фигурку. После этого Аба-анер рассказал царю обо всем, I что произошло между его женой и мужчиной, вытащенным крокодилом из воды. Тогда царь приказал крокодилу: «Забирай свое и убирайся». Крокодил сразу же схватил мужчину, прыгнул в воду и исчез в глубине. Жена Аба-анера по царскому указу была схвачена и сожжена у северной стены дворца, а ее пепел был выброшен в пучину. Эта история показывает, что уже во времена III династии египтяне верили, что, произнеся нужные слова, можно заставить воскового крокодила превратиться в живого, а человека — прожить без воздуха на дне реки семь дней. Надо отметить также, что для хер-хеба, человека, принадлежавшего к высшему духовенству, подобные действия были столь обычны, что он держал дома шкатулку с необходимыми материалами и инструментами, и ни он сам, ни царь, ни слуга не думали, что это занятие противоречит его высокому рангу священнослужителя. Если Аба-анер использовал восковые фигурки для того, чтобы навредить своим врагам, то жрецы с помощью тех же фигурок, сделанных из различных материалов, обеспечивали счастье и благополучие умершим. Согласно очень древнему египетскому верованию, после смерти люди попадают в некую местность, называемую Сехет-Аару, где они вели жизнь совершенно такую же, как на земле. Из рисунков на саркофагах XI династии видно, что эта область окружена водой, разделена на части каналами и очень похожа на обычное хорошо ухоженное владение в Дельте. Проживавшие там имели те же потребности, что и люди: они нуждались в еде и питье, то есть в лепешках и пиве. Для изготовления хлеба и пива нужны пшеница и ячмень, а для их выращивания необходимы плодородная почва и труд рабочих на полях. Но в загробном мире египтянин не желал снова пахать, жать или готовить землю под посев и пытался избежать этого, переложив всю работу на замещающие его фигурки. Если «слова власти», произнесенные над фигуркой, могли заставить ее совершить зло, то они могли заставить ее и делать добро. Вначале были составлены формулы произнесение которых должно было полностью избавить умершего от необходимости выполнять работу. Если умерший говорил: «Я поднимаю руку человека, который бездействует. Я пришел из города Унну (Гермополя. — У. Б.). Я — живущая божественная Душа, и я привел с собой сердца обезьян», — то считалось, что его бытие уже не будет отягощено трудом. Но так как жители Сехет-Аару ели и пили, им были необходимы продукты и требовались работники. Поэтому вместе с умершим в захоронение помещали изображавшие его маленькие каменные фигурки, над которыми предварительно произносили «слова власти», чтобы заставить их делать за умершего любую работу, какая может потребоваться от него в царстве Осириса. Позднее эти слова стали писаться на фигурках иероглифами, а в дальнейшим каждую из них снабжали веревочной корзиной, плугом , цепом , которые использовались египтянами при сборе урожая, вспашке, молотьбе и других полевых работах. Формулы или «слова власти», писавшиеся на таких фигурках, менялись от эпохи к эпохе; но согласно одной из древнейших формул, употреблявшихся во времена XIII династии, умерший говорит фигурке, называемой «шабти»: «О ты, шабти, фигурка писца Небсени. Если я буду вызван или мне прикажут сделать работу, которую все живущие в загробном мире должны выполнять по очереди, — отбрось все, что препятствует (или противодействует — У. Б.), — пусть любая обязанность будет возложена на тебя вместо меня; и при засевании полей, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад». Фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что. ты прикажешь». Более всего египтяне желали избежать работы, связанной с удобрением земли и посевом семян, которую приходилось выполнять стоя в воде под палящим солнцем, а также утомительных манипуляций с шадуфом, приспособлением для поднятия воды с Нила, и поливов. В захоронениях находят, как правило, не одну, а несколько таких фигурок, а в гробнице Сети I, царствовавшего в Египте около 1370 г . до н. э., найдено не менее 700 деревянных, покрытых битумом ушабтиу, на которых написаны тексты Главы VI «Книги Мертвых». Шабти были широко распространены вплоть до Римского периода, когда в гробницы вместе с умершими стали помещать ящики, наполненные плохо сделанными, нерасписанными фаянсовыми фигурками.
Другой важный пример использования магических фигурок содержится в официальном документе о тайном заговоре против Рамсеса III , правившего Египтом около 1200г. до н.э. Ряд высокопоставленных лиц, в том числе и хранитель казны и несколько писцов, объединились против царя, видимо, с целью его свержения. Они посвятили в свой заговор нескольких приближенных ко двору дам (некоторые полагают, что это были наложницы из гарема), и их жилище стало штаб-квартирой заговорщиков. Один сановник отвечал за то, чтобы «донести их слова матерям и сестрам, которые должны были возбуждать мужчин и подстрекать злодеев причинить зло своему повелителю», другой, выступая зачинщиком, заботился о поддержке и расширении заговора. Третий должен был вести все дела и отвечал за сохранение тайны. Четвертый «подслушивал разговоры между мужчинами и женщинами Пер-хента , и не использовал это им во вред», и так далее. Вскоре заговор из Египта распространился в Эфиопию, и один из высших военных чинов этой страны был втянут в него своей сестрой. Она побуждала его «подстрекать мужчин совершать преступления и наносить вред своему повелителю». Сама она находилась в Пер-хенте и, следовательно, могла сообщать брату самую свежую информацию о росте недовольства. Неудовлетворенный попытками заговорщиков свергнуть царя посредством бунта Хуи, высокопоставленный сановник, смотритель царского стада, решил содействовать осуществлению их злобных планов с помощью магии. С этой целью он встретился с человеком, имевшим доступ в царскую библиотеку, и взял у него книгу с описанием магических формул и их применения. С ее помощью он получил «божественную силу» и возможность воздействовать на людей. Найдя место, где никто не мешал ему совершать магические обряды, он изготовил восковые фигурки мужчин и амулеты с магическими словами, вызывающими любовь. С помощью сановника Атирмы он доставил их в царский дворец. По-видимому, и те, кто доставлял их во дворец, и те, кто приобрел их там, попали под магическое влияние Хуи. Возможно, приворотное зелье предназначалось для вовлеченных в заговор дам, однако восковые фигурки, несомненно, должны были использоваться во вред царю. Все это время Хуи прилежно изучал магию, и искал пути осуществления «ужасных замыслов и всевозможных злодеяний, какие только могло измыслить его сердце». Приведя свои планы в исполнение, он совершил величайшие преступления, внушавшие ужас всем богам и богиням, и расплатой за эти злодеяния была смерть. Хуи обвинялся в написании книг и составлении магических формул, которые могли лишить людей рассудка и посеять среди них страх, а также в изготовлении восковых фигурок богов и людей, с помощью которых можно было лишить человека способности двигаться и сделать его беспомощным. Но все усилия заговорщиков оказались напрасными. Заговор был раскрыт, дело рассматривали две судейские коллегии, очень немногочисленные по составу — членами их были, в основном, близкие друзья царя. Царское решение было таково: «Виновный должен принять смерть от рук своих, а мне пусть более ничего не говорят об этом». Первая коллегия, в составе шести человек, проводила расследование преступной деятельности мужей и родственников дворцовых дам, а также деяний самих дам. Но еще до того, как было завершено расследование, трое членов коллегии были арестованы, так как обнаружилось, что они находились под сильным влиянием подозреваемых дам, пировали с ними, и не были, конечно, беспристрастными судьями. Они потеряли доверие царя, подверглись проверке, и вина их была полностью доказана. Им выкололи глаза и отрезали носы в наказание и в назидание другим, чтобы неповадно было водить дружбу с врагами царя. Вторая коллегия включала в себя пять человек и расследовала дела тех, кому вменялось в вину «возбуждение людей и подстрекательство злодеев делать зло своему повелителю». Доказав вину подсудимых, они приговорили шестерых из них к смертной казни. В данном документе детально описаны преступления каждого, например: «Пен-таура, имеющий и другое имя. Признан виновным в преступлении, совершенном им вместе со своей матерью Тии , вступившей в заговор с женщинами Пер-хента. Также виновен в том, что имел намерение причинить вред своему господину. Представ перед судебной коллегией, сознался во всем. Был признан виновным и приговорен к смерти. Принял смерть из собственных рук». Негодяй Хуи, делавший восковые фигурки и составлявший заклинания, чтобы причинить царю боль, страдания и смерть, также был вынужден покончить с собой.
Эта история о заговоре против Рамсеса III доказывает, во-первых, что в дворцовой библиотеке содержались магические книги, и во-вторых, что это были не просто трактаты о магии, а детальные труды с подробными указаниями по проведению ритуалов, необходимых для того, чтобы сделать действенными заклинания или «слова власти». Таким образом, как мы видим, восковые фигурки использовались в Египте с III по XX династии как с добрыми, так и со злыми намерениями, причем в 1200 г . до н. э. египтяне воспринимали их примерно так же, как и 2500 годами ранее. Можно отметить и повсеместное распространение фигурок угиабтиу, призванных освободить умерших от труда в потустороннем мире. Нет ничего удивительного в том, что фигурки эти использовались в додинастические времена, когда египетская цивилизация медленно поднималась из полуварварского состояния, и продолжали существовать в период первых династий, когда люди еще не осознали, что великие силы природы, обожествляемые ими, не могут управляться человеком и его пустячными словами и действиями, какими бы таинственными и торжественными они ни были. Но как ни странно, восковые фигурки играли важную роль в ежедневных ритуальных службах в храме бога Амена-Ра в Фивах в те времена, когда египтяне славились во всем цивилизованном мире своими знаниями и мудростью! В то время как одни жрецы храма были заняты переписыванием гимнов и религиозных текстов, выражавших четко и ясно идею единства, силы и могущества Бога, другие совершали обряды освобождения Солнца, обожествляемого в виде Ра, образа и символа Бога на земле, от нападений чудовища по имени Апеп!
Напомним, что Глава XXXIX «Книги Мертвых» написана для того, чтобы защитить умершего от змея, имеющего много имен, и даровать ему победу над этим чудовищем. В ней описывается победа над змеем; и умерший говорит ему: «Ра заставил тебя бежать, о ты, ненавидящий его. Он смотрит на тебя, прогоняя прочь. Он пронзил твою голову и рассек твое лицо, и разрубил твою голову на две части, и уничтожена она на его земле. Твои кости рассыпались в прах, твои члены отрублены, и бог Акер осудил тебя, о Апеп, враг Ра. Убирайся, демон, восвояси от стрел его лучей! Ра низверг твои слова, боги повернули твою голову задом наперед. Рысь разорвала твою грудь, Скорпион заковал тебя в кандалы и Маат возвестила о твоем разрушении. Боги Юга, и Севера, и Запада, и Востока связали его цепями и заковали в кандалы, бог Рекес низверг его, и бог Хертит обвил оковами».
Неизвестно, насколько древним является этот текст, но он встречается в той или иной редакции во многих копиях «Книги Мертвых», относящихся ко временам XVIII династии. Позже эти идеи были развиты, текст сильно увеличился в объеме, и во времена Птолемеев появилась книга из двенадцати Глав, называвшаяся «Книга низвержения Апепа» . Наряду с ней существовала еще одна книга под тем же названием, но она не была разбита на Главы, а включала две легенды о Сотворении мира, список злых имен Апепа и гимн Ра.
Одна из Глав первой книги под названием «Глава насылания огня на Апепа» гласит: «Да поглотит пламя тебя, Апеп, враг Ра! Око Хора господствует над ненавистным духом и тенью Апепа. Пламя Ока Хора поразит врага Ра. Пламя Ока Хора истребит всех врагов могущественного Бога, — да будет он жив, могуч и здоров, как на земле, так ив загробном мире». «Когда предаешь огню Апепа, — говорится в тексте, — ты должен сказать такие „слова власти": „Вкуси смерть, о Апеп, убирайся, скройся, о враг Ра, провались сквозь землю, стань отверженным, возвращайся назад, сгинь! Я отправил тебя восвояси и разрезал тебя на куски!
Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!
Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!
Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!
Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп! Последние слова произносились четыре раза, по одному разу для каждого из богов четырех сторон света. И далее: «Назад, Демон, конец тебе! Ибо я обратил пламя на тебя, ибо я разрушил тебя и наказал тебя за зло! Конец, конец тебе! Вкуси смерть! Конец тебе! Ты никогда не восстанешь вновь!» Таковы «слова власти». Они сопровождаются следующими указаниями по выполнению церемонии: «Если хочешь уничтожить Апепа, произнеси эту Главу над его изображением нарисованным зеленым цветом на чистом листе папируса, и его восковой фигуркой, на .которой зеленым цветом начертано его имя. Все это ты должен положить на огонь, ибо он может уничтожить врага Ра. Одну такую фигурку ты должен положить в огонь на рассвете, другую — в полдень, третью — вечером, когда Ра опускается на землю живых, четвертую — в полночь, пятую — в 8 часов утра и последнюю — к вечеру. [Если необходимо] ты можешь делать это и ежечасно в течение дня и ночи, и в праздничные дни... и в будни. Благодаря этому Апеп, враг Ра, будет низвержен в ливне, ибо засияет Ра, а Апеп воистину будет поражен». И папирус, и фигурка «сжигаются на огне из травы хесау, затем надо смешать золу с экскрементами и бросить в огонь. Ты должен это сделать в 6-ом часу ночи и на рассвете 15-го дня [месяца]. Когда бросишь в огонь фигурку Апепа, плюй на нее ежечасно весь день, пока тень не сделает круг. Ты должен делать это, чтобы предотвратить надвигающийся шторм когда скрывается Ра и бури бушуют на востоке неба. Ты сделаешь это и предотвратишь надвигающийся шторм или ливень, и солнце засияет снова».
В другой части этой книги говорится, что нужно произнести с «твердостью в голосе»: «Падай ниц, о Апеп, враг Ра! Пламя, исходящее из Ока Хора, наступает на тебя. Ты ввергнут в пламя пожара, оно восстало против тебя! Это пламя убивает твою душу, твой дух, твои „слова власти", твое тело и твою тень. Владычица Огня господствует над тобой, пламя проникает в душу твою, оно уничтожает твою личность и пронзает твое обличье! Око Хора, что сильнее врагов своих, низвергает тебя, уничтожает тебя, большой огонь терзает тебя. Око Ра господствует над тобой, пламя поглощает тебя, и ничто не поможет тебе избежать этого. Возвращайся назад, ибо ты расчленен на куски, твоя душа испарилась, ненавистное имя твое предано забвению, над ним — тишина, оно выпало [из памяти]. Ты пришел к концу, ты изгнан, ты забыт, забыт, забыт» — и так далее. Чтобы сделать эти слова действенными, нужно было написать имена Апепа на новом папирусе и сжечь его на огне при восходе Ра, или в полдень, или на заходе солнца и т. п. В другой части книги после ряда проклятий, которые полагается произнести над Апепом, указано, что слова эти должны быть произнесены только после омовения и ритуального очищения. Затем человек должен написать на новом папирусе зеленым цветом имена всех демонов из свиты Апепа, имена их отцов, матерей и детей, изготовить восковые фигурки демонов, написать ни них их имена, связать их черными волосами, бросить на землю, пнуть левой ногой и пронзить каменным копьем. Потом фигурки надо бросить в огонь. В книге несколько раз повторяется: «Хорошо бы регулярно зачитывать эту книгу перед высоким богом», - ибо считалось, что тот, кто делает это, обретает великую силу «для себя на земле и в мире подземном». В конце книги после перечисления имен Апепа тому, кто хотел извлечь пользу из этого знания, предписывается «сделать фигурку змея с хвостом во рту, вонзить кинжал в его спину, бросить фигурку на землю и сказать: „Апеп, Демон, Бетет"». Затем, чтобы уничтожить демонов из свиты Апепа, надо изготовить их изображения или фигурки со связанными за спиной руками и назвать их «Дети бездействия». И далее: «Сделай другого змея с головой кота и с ножом в спине и назови его „Хемхем" (ревущий). Сделай также фигурку змея с головой крокодила и с ножом в спине и назови его „Хауна-ару-хер-хра". И еще одного змея - с головой утки и с ножом в спине, и назови его „Алути". И еще одного -с головой белого кота и с ножом в спине, свяжи его крепко и назови его „Враг Апеп"». Подобными методами египтяне пользовались, когда хотели прогнать дождь и бурю, гром и молнию, туман и тучи, чтобы появилось ясное чистое небо, где солнце совершает свой путь.
К магическим фигуркам должна быть отнесена и фигурка Птах-Секер-Аусара, делавшаяся обычно из цельного куска дерева. Иногда она бывала и пустотелой. Ее, как правило, помещали на прямоугольную деревянную подставку, также цельную или пустотелую. Три бога, то есть троица Птах, Секер и Аусар (Осирис) представляли: бога восходящего Солнца (Птах), бога ночного Солнца (Секер) и бога воскрешения (Осирис). Имя «Птах» означает Открывающий, так обычно обращались к солнцу как к «открывающему» день. Имя «Секер» означает «Тот, кто скрыт», то есть «ночное Солнце», которое считалось временно похороненным. Жизнь человека на земле отождествлялась с жизнью солнца: он, как Птах, «открывал» или начинал жизнь свою, а после смерти был «скрыт» или «похоронен». Но когда ночь заканчивалась, солнце восходило снова и начинало новую жизнь с новой силой и энергией, поэтому оно стало для египтян символом той новой жизни, которую они надеялись обрести в загробном мире. Но для этого надо было добиться покровительства Птаха, Секера и Осириса и заставить их сделать для человека то, что они сделали для себя, то есть стать подобными им. С этой целью изготовлялась фигурка, отражающая основные атрибуты и особенности внешнего облика этих богов; ее помещали на деревянную прямоугольную подставку — символ гроба или сундука, из которого появилась троица Птах-Секер-Аусар. На самой фигурке и на стенках подставки писались молитвы от имени человека, для которого это делалось. Египтяне верили, что молитвы эти призовут могущество и силу трех богов, которая будет отныне пребывать в деревянной фигурке. Чтобы сделать подставку еще более похожей на гроб, внутрь ее помещали тщательно мумифицированную частичку тела умершего: считалось, что если троица богов защищает и охраняет эту частицу умершего и в свое время воскресит ее, значит, и все тело будет защищено, сохранено и воскрешено. Нередко, особенно в более поздние времена, на одной стороне подставки делалось углубление, куда клали маленький свиток папируса с написанными на нем Главами «Книги Мертвых». Таким образом умерший обретал дополнительную гарантию воскрешения своего духовного тела в том мире, куда приходил. Маленькие свитки папируса были обычно густо исписаны короткими, фрагментарными отрывками текста. Но были и исключения: в случае жрицы Анхаи, например, в фигурке бога, изображавшей в данном случае только Осириса, Местха имел голову человека, представлял юг и защищал желудок и толстую кишку; Хапи имел голову собаки, представлял север и защищал тонкий кишечник; Туамутеф имел голову шакала, представлял восток и защищал легкие и сердце; Кебсеннуф имел голову сокола, представлял запад и защищал печень и желчный пузырь . Внутренние органы человека вынимали из тела перед мумификацией, пропитывали специальными вяжущими веществами и битумом, пеленали и помещали в четыре сосуда , сделанные из камня, мрамора, фаянса, глины или дерева. Каждый сосуд находился под защитой одного из четырех детей Хора. Сосуды были полые, а их крышки имели форму головы соответствующего бога. Поскольку благодаря надписям каждый из них становился жилищем бога, можно было считать, что вложенный в сосуд внутренний орган умершего как бы помещался внутрь божества. Обычай бальзамировать внутренности отдельно является очень древним, некоторые из подобных захоронений относятся к XI династии, и уже тогда четыре сосуда с мумифицированными внутренностями помещали в погребальный сундук или саркофаг, который клали на повозку и везли в похоронной процессии сразу за гробом. В более поздние времена египтяне пытались обеспечить умершему защиту и благоволение этих богов уже без использования каменных сосудов. Для этого в гробницу помещали или четыре модели сосудов, или четыре фаянсовых фигурки богов - или четыре их восковых фигурки. Неизвестно, почему эти фигурки делались из воска.
Принц Хаф-Ра рассказывает Хуфу (Хеопсу) историю времен Неб-ка (Неб-кау-Ра), царя III династии (около 3830 г . до н. э.) . Однажды этот царь посетил дом одного из своих приближенных по имени Аба-анер, и жена Аба-анера воспылала любовной страстью к воину из царской свиты. Она отправила к нему свою служанку с подарком — сундуком дорогих одежд, и та, видимо, рассказала воину о чувствах своей хозяйки и привела его с собой в дом Аба-анера. Там он увиделся с женщиной и они договорились о свидании в маленьком домике во владениях ее мужа. Она приказала одному из слуг Аба-анера подготовить домик для нее и ее любовника. Когда все было готово, женщина пошла туда и провела там со своим возлюбленным целый день, предаваясь возлияниям и любви до захода солнца. Вечером воин отправился к реке и служанка омыла его. Но слуга, приводивший в порядок домик, заявил, что считает своим долгом известить хозяина о случившемся, и на рассвете следующего утра отправился к Аба-анеру, чтобы рассказать ему обо всем. Выслушав слугу, Аба-анер ничего не ответил, но велел ему принести определенные материалы и шкатулку из эбенового дерева и драгоценного металла. Из шкатулки он взял немного воска, который хранился там, видимо, как раз для подобных целей, слепил из него фигурку крокодила семи пядей в длину и, произнеся над ней магические слова, сказал: «Когда мужчина станет купаться в моих водах, схвати его». Фигурку крокодила он отдал слуге и приказал ему: «Когда мужчина по своему обыкновению пойдет совершать омовение, брось крокодила вслед за ним». Слуга взял у хозяина фигурку и отправился восвояси. И опять жена Аба-анера приказала слуге подготовить домик в саду «Так как... — сказала она, — ну, словом, я проведу там некоторое время». Было подготовлено все необходимое, и она вновь наслаждалась там обществом своего любовника. Вечером, когда мужчина пошел к воде, чтобы совершить омовение, слуга отправился за ним и бросил в воду восковую фигурку. Та сразу же превратилась в живого крокодила семи локтей в длину (то есть около 12 футов ), который схватил мужчину и утащил его в глубину. Прошло семь дней. Аба-анер провел их в обществе царя Неб-кау-Ра, а мужчина все это время оставался под водой, не имея возможности дышать. На седьмой день Аба-анер, который был хер-хебом отправился с царем на прогулку и пригласил Его Величество самолично посмотреть, какие диковинные вещи случаются с людьми в его время. Царь согласился. Когда они подошли к воде, Аба-анер призвал крокодила и сказал: «Доставь сюда мужчину». Крокодил выплыл, держа в пасти человека. Когда царь заметил, что | крокодил этот похож на ужасного монстра, Аба-анер взял зверя на руки и тот сразу же превратился в восковую фигурку. После этого Аба-анер рассказал царю обо всем, I что произошло между его женой и мужчиной, вытащенным крокодилом из воды. Тогда царь приказал крокодилу: «Забирай свое и убирайся». Крокодил сразу же схватил мужчину, прыгнул в воду и исчез в глубине. Жена Аба-анера по царскому указу была схвачена и сожжена у северной стены дворца, а ее пепел был выброшен в пучину. Эта история показывает, что уже во времена III династии египтяне верили, что, произнеся нужные слова, можно заставить воскового крокодила превратиться в живого, а человека — прожить без воздуха на дне реки семь дней. Надо отметить также, что для хер-хеба, человека, принадлежавшего к высшему духовенству, подобные действия были столь обычны, что он держал дома шкатулку с необходимыми материалами и инструментами, и ни он сам, ни царь, ни слуга не думали, что это занятие противоречит его высокому рангу священнослужителя. Если Аба-анер использовал восковые фигурки для того, чтобы навредить своим врагам, то жрецы с помощью тех же фигурок, сделанных из различных материалов, обеспечивали счастье и благополучие умершим. Согласно очень древнему египетскому верованию, после смерти люди попадают в некую местность, называемую Сехет-Аару, где они вели жизнь совершенно такую же, как на земле. Из рисунков на саркофагах XI династии видно, что эта область окружена водой, разделена на части каналами и очень похожа на обычное хорошо ухоженное владение в Дельте. Проживавшие там имели те же потребности, что и люди: они нуждались в еде и питье, то есть в лепешках и пиве. Для изготовления хлеба и пива нужны пшеница и ячмень, а для их выращивания необходимы плодородная почва и труд рабочих на полях. Но в загробном мире египтянин не желал снова пахать, жать или готовить землю под посев и пытался избежать этого, переложив всю работу на замещающие его фигурки. Если «слова власти», произнесенные над фигуркой, могли заставить ее совершить зло, то они могли заставить ее и делать добро. Вначале были составлены формулы произнесение которых должно было полностью избавить умершего от необходимости выполнять работу. Если умерший говорил: «Я поднимаю руку человека, который бездействует. Я пришел из города Унну (Гермополя. — У. Б.). Я — живущая божественная Душа, и я привел с собой сердца обезьян», — то считалось, что его бытие уже не будет отягощено трудом. Но так как жители Сехет-Аару ели и пили, им были необходимы продукты и требовались работники. Поэтому вместе с умершим в захоронение помещали изображавшие его маленькие каменные фигурки, над которыми предварительно произносили «слова власти», чтобы заставить их делать за умершего любую работу, какая может потребоваться от него в царстве Осириса. Позднее эти слова стали писаться на фигурках иероглифами, а в дальнейшим каждую из них снабжали веревочной корзиной, плугом , цепом , которые использовались египтянами при сборе урожая, вспашке, молотьбе и других полевых работах. Формулы или «слова власти», писавшиеся на таких фигурках, менялись от эпохи к эпохе; но согласно одной из древнейших формул, употреблявшихся во времена XIII династии, умерший говорит фигурке, называемой «шабти»: «О ты, шабти, фигурка писца Небсени. Если я буду вызван или мне прикажут сделать работу, которую все живущие в загробном мире должны выполнять по очереди, — отбрось все, что препятствует (или противодействует — У. Б.), — пусть любая обязанность будет возложена на тебя вместо меня; и при засевании полей, и при наполнении каналов водой, и при переноске песка с востока на запад». Фигурка отвечала: «Воистину я здесь и выполню то, что. ты прикажешь». Более всего египтяне желали избежать работы, связанной с удобрением земли и посевом семян, которую приходилось выполнять стоя в воде под палящим солнцем, а также утомительных манипуляций с шадуфом, приспособлением для поднятия воды с Нила, и поливов. В захоронениях находят, как правило, не одну, а несколько таких фигурок, а в гробнице Сети I, царствовавшего в Египте около 1370 г . до н. э., найдено не менее 700 деревянных, покрытых битумом ушабтиу, на которых написаны тексты Главы VI «Книги Мертвых». Шабти были широко распространены вплоть до Римского периода, когда в гробницы вместе с умершими стали помещать ящики, наполненные плохо сделанными, нерасписанными фаянсовыми фигурками.
Другой важный пример использования магических фигурок содержится в официальном документе о тайном заговоре против Рамсеса III , правившего Египтом около 1200г. до н.э. Ряд высокопоставленных лиц, в том числе и хранитель казны и несколько писцов, объединились против царя, видимо, с целью его свержения. Они посвятили в свой заговор нескольких приближенных ко двору дам (некоторые полагают, что это были наложницы из гарема), и их жилище стало штаб-квартирой заговорщиков. Один сановник отвечал за то, чтобы «донести их слова матерям и сестрам, которые должны были возбуждать мужчин и подстрекать злодеев причинить зло своему повелителю», другой, выступая зачинщиком, заботился о поддержке и расширении заговора. Третий должен был вести все дела и отвечал за сохранение тайны. Четвертый «подслушивал разговоры между мужчинами и женщинами Пер-хента , и не использовал это им во вред», и так далее. Вскоре заговор из Египта распространился в Эфиопию, и один из высших военных чинов этой страны был втянут в него своей сестрой. Она побуждала его «подстрекать мужчин совершать преступления и наносить вред своему повелителю». Сама она находилась в Пер-хенте и, следовательно, могла сообщать брату самую свежую информацию о росте недовольства. Неудовлетворенный попытками заговорщиков свергнуть царя посредством бунта Хуи, высокопоставленный сановник, смотритель царского стада, решил содействовать осуществлению их злобных планов с помощью магии. С этой целью он встретился с человеком, имевшим доступ в царскую библиотеку, и взял у него книгу с описанием магических формул и их применения. С ее помощью он получил «божественную силу» и возможность воздействовать на людей. Найдя место, где никто не мешал ему совершать магические обряды, он изготовил восковые фигурки мужчин и амулеты с магическими словами, вызывающими любовь. С помощью сановника Атирмы он доставил их в царский дворец. По-видимому, и те, кто доставлял их во дворец, и те, кто приобрел их там, попали под магическое влияние Хуи. Возможно, приворотное зелье предназначалось для вовлеченных в заговор дам, однако восковые фигурки, несомненно, должны были использоваться во вред царю. Все это время Хуи прилежно изучал магию, и искал пути осуществления «ужасных замыслов и всевозможных злодеяний, какие только могло измыслить его сердце». Приведя свои планы в исполнение, он совершил величайшие преступления, внушавшие ужас всем богам и богиням, и расплатой за эти злодеяния была смерть. Хуи обвинялся в написании книг и составлении магических формул, которые могли лишить людей рассудка и посеять среди них страх, а также в изготовлении восковых фигурок богов и людей, с помощью которых можно было лишить человека способности двигаться и сделать его беспомощным. Но все усилия заговорщиков оказались напрасными. Заговор был раскрыт, дело рассматривали две судейские коллегии, очень немногочисленные по составу — членами их были, в основном, близкие друзья царя. Царское решение было таково: «Виновный должен принять смерть от рук своих, а мне пусть более ничего не говорят об этом». Первая коллегия, в составе шести человек, проводила расследование преступной деятельности мужей и родственников дворцовых дам, а также деяний самих дам. Но еще до того, как было завершено расследование, трое членов коллегии были арестованы, так как обнаружилось, что они находились под сильным влиянием подозреваемых дам, пировали с ними, и не были, конечно, беспристрастными судьями. Они потеряли доверие царя, подверглись проверке, и вина их была полностью доказана. Им выкололи глаза и отрезали носы в наказание и в назидание другим, чтобы неповадно было водить дружбу с врагами царя. Вторая коллегия включала в себя пять человек и расследовала дела тех, кому вменялось в вину «возбуждение людей и подстрекательство злодеев делать зло своему повелителю». Доказав вину подсудимых, они приговорили шестерых из них к смертной казни. В данном документе детально описаны преступления каждого, например: «Пен-таура, имеющий и другое имя. Признан виновным в преступлении, совершенном им вместе со своей матерью Тии , вступившей в заговор с женщинами Пер-хента. Также виновен в том, что имел намерение причинить вред своему господину. Представ перед судебной коллегией, сознался во всем. Был признан виновным и приговорен к смерти. Принял смерть из собственных рук». Негодяй Хуи, делавший восковые фигурки и составлявший заклинания, чтобы причинить царю боль, страдания и смерть, также был вынужден покончить с собой.
Эта история о заговоре против Рамсеса III доказывает, во-первых, что в дворцовой библиотеке содержались магические книги, и во-вторых, что это были не просто трактаты о магии, а детальные труды с подробными указаниями по проведению ритуалов, необходимых для того, чтобы сделать действенными заклинания или «слова власти». Таким образом, как мы видим, восковые фигурки использовались в Египте с III по XX династии как с добрыми, так и со злыми намерениями, причем в 1200 г . до н. э. египтяне воспринимали их примерно так же, как и 2500 годами ранее. Можно отметить и повсеместное распространение фигурок угиабтиу, призванных освободить умерших от труда в потустороннем мире. Нет ничего удивительного в том, что фигурки эти использовались в додинастические времена, когда египетская цивилизация медленно поднималась из полуварварского состояния, и продолжали существовать в период первых династий, когда люди еще не осознали, что великие силы природы, обожествляемые ими, не могут управляться человеком и его пустячными словами и действиями, какими бы таинственными и торжественными они ни были. Но как ни странно, восковые фигурки играли важную роль в ежедневных ритуальных службах в храме бога Амена-Ра в Фивах в те времена, когда египтяне славились во всем цивилизованном мире своими знаниями и мудростью! В то время как одни жрецы храма были заняты переписыванием гимнов и религиозных текстов, выражавших четко и ясно идею единства, силы и могущества Бога, другие совершали обряды освобождения Солнца, обожествляемого в виде Ра, образа и символа Бога на земле, от нападений чудовища по имени Апеп!
Напомним, что Глава XXXIX «Книги Мертвых» написана для того, чтобы защитить умершего от змея, имеющего много имен, и даровать ему победу над этим чудовищем. В ней описывается победа над змеем; и умерший говорит ему: «Ра заставил тебя бежать, о ты, ненавидящий его. Он смотрит на тебя, прогоняя прочь. Он пронзил твою голову и рассек твое лицо, и разрубил твою голову на две части, и уничтожена она на его земле. Твои кости рассыпались в прах, твои члены отрублены, и бог Акер осудил тебя, о Апеп, враг Ра. Убирайся, демон, восвояси от стрел его лучей! Ра низверг твои слова, боги повернули твою голову задом наперед. Рысь разорвала твою грудь, Скорпион заковал тебя в кандалы и Маат возвестила о твоем разрушении. Боги Юга, и Севера, и Запада, и Востока связали его цепями и заковали в кандалы, бог Рекес низверг его, и бог Хертит обвил оковами».
Неизвестно, насколько древним является этот текст, но он встречается в той или иной редакции во многих копиях «Книги Мертвых», относящихся ко временам XVIII династии. Позже эти идеи были развиты, текст сильно увеличился в объеме, и во времена Птолемеев появилась книга из двенадцати Глав, называвшаяся «Книга низвержения Апепа» . Наряду с ней существовала еще одна книга под тем же названием, но она не была разбита на Главы, а включала две легенды о Сотворении мира, список злых имен Апепа и гимн Ра.
Одна из Глав первой книги под названием «Глава насылания огня на Апепа» гласит: «Да поглотит пламя тебя, Апеп, враг Ра! Око Хора господствует над ненавистным духом и тенью Апепа. Пламя Ока Хора поразит врага Ра. Пламя Ока Хора истребит всех врагов могущественного Бога, — да будет он жив, могуч и здоров, как на земле, так ив загробном мире». «Когда предаешь огню Апепа, — говорится в тексте, — ты должен сказать такие „слова власти": „Вкуси смерть, о Апеп, убирайся, скройся, о враг Ра, провались сквозь землю, стань отверженным, возвращайся назад, сгинь! Я отправил тебя восвояси и разрезал тебя на куски!
Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!
Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!
Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп!
Ра торжествует над Апепом! Вкуси смерть, Апеп! Последние слова произносились четыре раза, по одному разу для каждого из богов четырех сторон света. И далее: «Назад, Демон, конец тебе! Ибо я обратил пламя на тебя, ибо я разрушил тебя и наказал тебя за зло! Конец, конец тебе! Вкуси смерть! Конец тебе! Ты никогда не восстанешь вновь!» Таковы «слова власти». Они сопровождаются следующими указаниями по выполнению церемонии: «Если хочешь уничтожить Апепа, произнеси эту Главу над его изображением нарисованным зеленым цветом на чистом листе папируса, и его восковой фигуркой, на .которой зеленым цветом начертано его имя. Все это ты должен положить на огонь, ибо он может уничтожить врага Ра. Одну такую фигурку ты должен положить в огонь на рассвете, другую — в полдень, третью — вечером, когда Ра опускается на землю живых, четвертую — в полночь, пятую — в 8 часов утра и последнюю — к вечеру. [Если необходимо] ты можешь делать это и ежечасно в течение дня и ночи, и в праздничные дни... и в будни. Благодаря этому Апеп, враг Ра, будет низвержен в ливне, ибо засияет Ра, а Апеп воистину будет поражен». И папирус, и фигурка «сжигаются на огне из травы хесау, затем надо смешать золу с экскрементами и бросить в огонь. Ты должен это сделать в 6-ом часу ночи и на рассвете 15-го дня [месяца]. Когда бросишь в огонь фигурку Апепа, плюй на нее ежечасно весь день, пока тень не сделает круг. Ты должен делать это, чтобы предотвратить надвигающийся шторм когда скрывается Ра и бури бушуют на востоке неба. Ты сделаешь это и предотвратишь надвигающийся шторм или ливень, и солнце засияет снова».
В другой части этой книги говорится, что нужно произнести с «твердостью в голосе»: «Падай ниц, о Апеп, враг Ра! Пламя, исходящее из Ока Хора, наступает на тебя. Ты ввергнут в пламя пожара, оно восстало против тебя! Это пламя убивает твою душу, твой дух, твои „слова власти", твое тело и твою тень. Владычица Огня господствует над тобой, пламя проникает в душу твою, оно уничтожает твою личность и пронзает твое обличье! Око Хора, что сильнее врагов своих, низвергает тебя, уничтожает тебя, большой огонь терзает тебя. Око Ра господствует над тобой, пламя поглощает тебя, и ничто не поможет тебе избежать этого. Возвращайся назад, ибо ты расчленен на куски, твоя душа испарилась, ненавистное имя твое предано забвению, над ним — тишина, оно выпало [из памяти]. Ты пришел к концу, ты изгнан, ты забыт, забыт, забыт» — и так далее. Чтобы сделать эти слова действенными, нужно было написать имена Апепа на новом папирусе и сжечь его на огне при восходе Ра, или в полдень, или на заходе солнца и т. п. В другой части книги после ряда проклятий, которые полагается произнести над Апепом, указано, что слова эти должны быть произнесены только после омовения и ритуального очищения. Затем человек должен написать на новом папирусе зеленым цветом имена всех демонов из свиты Апепа, имена их отцов, матерей и детей, изготовить восковые фигурки демонов, написать ни них их имена, связать их черными волосами, бросить на землю, пнуть левой ногой и пронзить каменным копьем. Потом фигурки надо бросить в огонь. В книге несколько раз повторяется: «Хорошо бы регулярно зачитывать эту книгу перед высоким богом», - ибо считалось, что тот, кто делает это, обретает великую силу «для себя на земле и в мире подземном». В конце книги после перечисления имен Апепа тому, кто хотел извлечь пользу из этого знания, предписывается «сделать фигурку змея с хвостом во рту, вонзить кинжал в его спину, бросить фигурку на землю и сказать: „Апеп, Демон, Бетет"». Затем, чтобы уничтожить демонов из свиты Апепа, надо изготовить их изображения или фигурки со связанными за спиной руками и назвать их «Дети бездействия». И далее: «Сделай другого змея с головой кота и с ножом в спине и назови его „Хемхем" (ревущий). Сделай также фигурку змея с головой крокодила и с ножом в спине и назови его „Хауна-ару-хер-хра". И еще одного змея - с головой утки и с ножом в спине, и назови его „Алути". И еще одного -с головой белого кота и с ножом в спине, свяжи его крепко и назови его „Враг Апеп"». Подобными методами египтяне пользовались, когда хотели прогнать дождь и бурю, гром и молнию, туман и тучи, чтобы появилось ясное чистое небо, где солнце совершает свой путь.
К магическим фигуркам должна быть отнесена и фигурка Птах-Секер-Аусара, делавшаяся обычно из цельного куска дерева. Иногда она бывала и пустотелой. Ее, как правило, помещали на прямоугольную деревянную подставку, также цельную или пустотелую. Три бога, то есть троица Птах, Секер и Аусар (Осирис) представляли: бога восходящего Солнца (Птах), бога ночного Солнца (Секер) и бога воскрешения (Осирис). Имя «Птах» означает Открывающий, так обычно обращались к солнцу как к «открывающему» день. Имя «Секер» означает «Тот, кто скрыт», то есть «ночное Солнце», которое считалось временно похороненным. Жизнь человека на земле отождествлялась с жизнью солнца: он, как Птах, «открывал» или начинал жизнь свою, а после смерти был «скрыт» или «похоронен». Но когда ночь заканчивалась, солнце восходило снова и начинало новую жизнь с новой силой и энергией, поэтому оно стало для египтян символом той новой жизни, которую они надеялись обрести в загробном мире. Но для этого надо было добиться покровительства Птаха, Секера и Осириса и заставить их сделать для человека то, что они сделали для себя, то есть стать подобными им. С этой целью изготовлялась фигурка, отражающая основные атрибуты и особенности внешнего облика этих богов; ее помещали на деревянную прямоугольную подставку — символ гроба или сундука, из которого появилась троица Птах-Секер-Аусар. На самой фигурке и на стенках подставки писались молитвы от имени человека, для которого это делалось. Египтяне верили, что молитвы эти призовут могущество и силу трех богов, которая будет отныне пребывать в деревянной фигурке. Чтобы сделать подставку еще более похожей на гроб, внутрь ее помещали тщательно мумифицированную частичку тела умершего: считалось, что если троица богов защищает и охраняет эту частицу умершего и в свое время воскресит ее, значит, и все тело будет защищено, сохранено и воскрешено. Нередко, особенно в более поздние времена, на одной стороне подставки делалось углубление, куда клали маленький свиток папируса с написанными на нем Главами «Книги Мертвых». Таким образом умерший обретал дополнительную гарантию воскрешения своего духовного тела в том мире, куда приходил. Маленькие свитки папируса были обычно густо исписаны короткими, фрагментарными отрывками текста. Но были и исключения: в случае жрицы Анхаи, например, в фигурке бога, изображавшей в данном случае только Осириса, Местха имел голову человека, представлял юг и защищал желудок и толстую кишку; Хапи имел голову собаки, представлял север и защищал тонкий кишечник; Туамутеф имел голову шакала, представлял восток и защищал легкие и сердце; Кебсеннуф имел голову сокола, представлял запад и защищал печень и желчный пузырь . Внутренние органы человека вынимали из тела перед мумификацией, пропитывали специальными вяжущими веществами и битумом, пеленали и помещали в четыре сосуда , сделанные из камня, мрамора, фаянса, глины или дерева. Каждый сосуд находился под защитой одного из четырех детей Хора. Сосуды были полые, а их крышки имели форму головы соответствующего бога. Поскольку благодаря надписям каждый из них становился жилищем бога, можно было считать, что вложенный в сосуд внутренний орган умершего как бы помещался внутрь божества. Обычай бальзамировать внутренности отдельно является очень древним, некоторые из подобных захоронений относятся к XI династии, и уже тогда четыре сосуда с мумифицированными внутренностями помещали в погребальный сундук или саркофаг, который клали на повозку и везли в похоронной процессии сразу за гробом. В более поздние времена египтяне пытались обеспечить умершему защиту и благоволение этих богов уже без использования каменных сосудов. Для этого в гробницу помещали или четыре модели сосудов, или четыре фаянсовых фигурки богов - или четыре их восковых фигурки. Неизвестно, почему эти фигурки делались из воска.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Re: МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРКИ ЕГИПТЯН
Если верить греческим источникам, из всех египтян самым искусным в магии был Нектанеб , последний собственно египетский царь Египта (около 358 г . до н. э.). Согласно работам Псевдо-Каллисфена, переведенным на пехлеви, арабский, сирийский и другие языки и диалекты, этот царь был широко известен как маг и мудрец, познавший всю египетскую мудрость. Он знал, что происходит в глубинах Нила и на небесах, был искусен в чтении звезд, толковании предзнаменований, составлении гороскопов, в предсказании судьбы, определении будущего еще нерожденного ребенка и другой магии, как мы увидим ниже. Говорили, что он был Властелином Земли и правил всеми царями с помощью своих магических сил. Откуда бы ни угрожала ему опасность — с моря или с суши, — он уничтожал врагов и отводил их от своих берегов и границ следующим образом. Если враги наступали с моря, царь, вместо того чтобы посылать своих моряков на битву, удалялся в особую палату, доставал специально хранимую для этих целей чашу и наполнял ее водой. Затем ,он делал восковые фигурки вражеских и своих кораблей и людей и опускал их в воду по краям чаши. После этого царь выходил, надевал плащ египетского пророка, брал в руки эбеновый жезл, возвращался в палату и, произнося «слова власти», взывал к богам, помогающим человеку в магических действах, к ветрам и к подземным демонам и все они немедленно приходили к нему на помощь. Восковые фигурки людей оживали и начинали воевать, а корабли из воска начинали двигаться как настоящие, при этом фигурки, представляющие его собственных людей, побеждали врагов. И по мере того как фигурки вражеских кораблей и людей тонули в чаше, реальные корабли и люди тонули в море. Так он поддерживал свою власть и сохранял в своем царстве мир. Но пришел день, когда разведчики известили Нектанеба, что народы Востока объединили свои силы и послали против Египта войска. Услышав это, царь лишь рассмеялся и, презрительно отозвавшись о своих врагах, прошел в залу, налил воды в чашу и начал свой обычный магический обряд. Но, произнеся «слова власти» и взглянув на восковые фигурки, он к ужасу своему увидел, что боги Египта управляют вражескими кораблями и ведут их солдат против его сил. Тут Нектанеб понял, что конец Египетского царства близок, ибо до сих пор боги охотно общались с ним и оказывали ему помощь, если он в ней нуждался. Нектанеб поспешно покинул залу, сбрил волосы и бороду, переоделся в обычное платье, сел на корабль и бежал в город Пелла в Македонии, где и жил, занимаясь врачеванием и предсказаниями судьбы. Опуская IV главу сочинения Псевдо-Каллисфена, в которой описано, как Нектанеб вычислял гороскоп Олимпии, перейдем к той части, где рассказывается, как он с помощью восковой фигурки послал королеве сон. Он хотел убедить королеву, что ночью к ней придет египетский бог Амен. Для этого Нектанеб покинул свой дом и набрал в самых глухих местах трав, используемых для того, чтобы вызывать у людей сны, принес травы домой и выдавил из них соколо Затем он сделал из воска фигурку женщины и написал на ней имя Олимпии, точно так же, как фиванские жрецы делали восковую фигурку Апепа и вырезали на ней его имя. Потом Нектанеб зажег лампу и, вылив выдавленный сок на фигурку, призвал к себе демонов, чтобы они погрузили Олимпию в сон, в котором Амен пришел бы к ней, обнял ее и сказал ей, что она родит сына, который отомстит за нее ее мужу Филиппу. Некта-небу, однако, были известны и другие способы вызывания снов. Когда ему понадобилось, чтобы Филипп Македонский увидел некий еон и истолковал его определенным образом, он послал из Македонии к спящему Филиппу заколдованного сокола, который сказал ему, что увиденное им во сне сбудется. На следующий день Филиппу приснился сон, и толкователь, разъясняя его, сказал, что будущий ребенок жены Филиппа Олимпии будет сыном бога Амена Ливийского , отца всех царей, восседавших на троне Египта, но не принадлежавших египетскому царскому роду.
В связи с нашей темой можно вспомнить также некоторые предания об Александре Великом, имеющие, очевидно, египетское происхождение. Популярный в XIII веке арабский писатель Абу-Шакер упоминает о том, что Аристотель дал Александру несколько восковых фигурок в закрытом на засов ящике и строго наказал ему никогда не расставаться с ними или, в крайнем случае, доверять их только самому верному слуге. Аристотель научил Александра произносить магические формулы всякий раз, когда он подымал или опускал ящик. Фигурки представляли солдат армий, противостоявших Александру. Некоторые из них держали в руках картонные мечи остриями к себе, другие — направленные вниз копья, у третьих были луки с порванной тетивой. Все они лежали в ящике лицом вниз. Учитывая все, что мы знаем об использовании восковых фигурок египтянами и греками, становится совершенно ясно, что, передавая Александру фигурки и «слова власти», Аристотель верил, что это даст ему возможность сделать своих врагов подобными этим восковым солдатам в ящике, так что они не смогут выступить против него.
В греко-римский период восковые фигурки использовались при совершении различных магических церемоний. Два приводимых ниже примера показывают, что цели, для которых они применялись, с веками ничуть не изменились.
Если влюбленный хотел, чтобы дама обратила на него внимание, он должен был сделать из смеси воска с дегтем, смолой или другими подобными веществами фигурку собаки длиной восемь пальцев, написав там, где располагаются ее ребра, определенные магические слова. Другие магические слова или имена существ, обладавших, как предполагалось, магической силой, следовало написать на дощечке, куда устанавливалась фигурка собаки, а сама дощечка помещалась на треножник. Затем влюбленный должен был произнести магические слова, написанные на фигурке собаки, и начертанные на дощечке имена. После этого собака или рычала и кусала влюбленного, или лаяла. Если она рычала и кусалась, то любовь оставалась безответной, а если лаяла, то дама приходила к влюбленному. В другом случае влюбленному рекомендовалось сделать две восковые фигурки: в виде Ареса и в виде женщины. Женская фигурка должна была быть коленопреклоненной, со связанными за спиной руками, а мужская фигурка — стоять над ней и держать меч на ее горле. На руках и ногах женской фигурки надо было написать имена демонов. После этого влюбленному следовало взять 13 бронзовых игл и втыкать их в руки и ноги женской фигурки, приговаривая при этом: «Я протыкаю (руку или ногу), чтобы она могла думать обо мне». Затем он должен был написать магические слова на свинцовой пластинке и привязать ее к фигуркам веревкой, имеющей 365 узлов. Обе фигурки и пластина закапывались в могилу того, кто умер молодым или был убит. Затем произносилось длинное заклинание, обращенное к подземным богам, и, если все было сделано правильно, женщина вскоре отвечала влюбленному взаимностью.
Из Египта через Грецию и Рим обычай использовать для колдовства восковые изображения пришел в Западную Европу и Англию. В средние века он получил большое распространение среди тех, кто занимался «черной магией» и хотел причинить вред своим соседям или врагам. В Италии и Англии рассказывают множество историй о том, как невежественные и злобные колдуны делали восковые фигуры своих недругов и подвешивали их в дымоходы не слишком близко к огню, чтобы они медленно плавились, тогда представленные этими фигурками люди постепенно теряли свою силу, страдали бессонницей, долго болели и в конце концов умирали. Если при этом в восковые фигурки на время втыкали булавки и иглы, то страдания жертв значительно усиливались, а смерть их была более болезненной.
Шарпе рассказывает, что король Даффус, правивший примерно в конце VII века, был так непопулярен, что «общество ведьм расплавило его восковое изображение, насаженное на деревянный вертел, произнося заклинания и поливая фигурку ядовитой жидкостью. Будучи арестованными, эти женщины заявили, что как растаял воск, так и тело короля будет разрушено, а слова заклинания не позволят ему восстанавливать свои силы во сне».
Мистер Элботи в своей очень интересной книге «Дурной глаз», приводит несколько поразительных примеров того, как уже в наше время люди занимались колдовством, сжигая сердца, проткнутые булавками. У одной пожилой женщины из селения Мендип заболела свинья. Она подумала, что животное «сглазили» и в тревоге обратилась к «белому колдуну», то есть «мудрецу». По его совету она раздобыла овечье сердце, проткнула его булавками и положила поджариваться у огня, а в это время ее друзья и соседи пели:
Не это сердце хочу я сжечь, А сердце человека, Хочу я лишить их отдыха и покоя, Пока они не умрут и не покинут сей мир.
В промежутках ее сын Джордж бросал в огонь соль, что придавало всей сцене чрезвычайную таинственность, и, наконец, далеко за полночь откуда-то выпрыгнул черный кот, которого, конечно же, объявили изгнанным демоном. В октябре 1882 г . в селе Ашбриттл в нише дымохода старого дома также было найдено пронзенное булавками сердце. В 1890 г . было найдено еще одно сердце, приколоченное внутри «перемычки» дымохода старого дома в селении Стэйплгроув. Искусство изготовления такого рода фигур король Джеймс I называл дьявольским и, говоря о деяниях, которые ведьмы способны «совершить благодаря силе своего повелителя", заявлял: «Других он в наши времена научил делать изображения из воска или глины. При их нагревании люди, чьи имена они носят, могут постепенно терять силы и изнемогать от длительной болезни... Они [ведьмы и колдуны] могут с помощью колдовства лишить жизни мужчину или женщину, нагревая, как я сказал, изображения, поскольку на это способен их Хозяин. Ибо, хотя (как я уже говорил) эти восковые принадлежности сами не несут в себе ничего, не может ли он с легкостью, так же, как его рабы-колдуны расплавляют воск на огне, не может ли он, спрашиваю я вас, незаметно, как дух, ослабить и рассеять жизненные силы больного, чтобы, с одной стороны, заставить его истекать потом, а с другой, разладив действия духов пищеварения, ослабить его желудок, чтобы жизненные соки, уходящие с потом, не могли возобновляться из-за плохого пищеварения, и человек, в конце концов, угаснет, так же, как умрет его изображение над огнем. А этот плут и ловкач, временами вмешиваясь, поддерживает равновесие между тем и другим, добиваясь того, чтобы человек и его изображение умерли одновременно». Итак, мы видим, что вера в силу восковых фигурок насчитывает по крайней мере шесть тысяч лет и, судя по работам современных писателей, существует и в настоящее время, даже в нашей собственной стране.
Эту главу уместно закончить историей о том, какую пользу принесли восковые фигурки купцу-христианину в Ливане. Согласно Эфиопскому манускрипту из Британского музея, этот человек был судовладельцем и купцом и перевозил товары на своих, кораблях. В те дни моря бороздили многочисленные пираты, и он много терял из-за их нападений. Наконец купец решил сам отправиться в плаванье на одном из своих кораблей, взяв на борт вооруженную охрану, чтобы дать отпор пиратам и наказать их за прошлые нападения. Вскоре после отплытия они встретили пиратский корабль.
В связи с нашей темой можно вспомнить также некоторые предания об Александре Великом, имеющие, очевидно, египетское происхождение. Популярный в XIII веке арабский писатель Абу-Шакер упоминает о том, что Аристотель дал Александру несколько восковых фигурок в закрытом на засов ящике и строго наказал ему никогда не расставаться с ними или, в крайнем случае, доверять их только самому верному слуге. Аристотель научил Александра произносить магические формулы всякий раз, когда он подымал или опускал ящик. Фигурки представляли солдат армий, противостоявших Александру. Некоторые из них держали в руках картонные мечи остриями к себе, другие — направленные вниз копья, у третьих были луки с порванной тетивой. Все они лежали в ящике лицом вниз. Учитывая все, что мы знаем об использовании восковых фигурок египтянами и греками, становится совершенно ясно, что, передавая Александру фигурки и «слова власти», Аристотель верил, что это даст ему возможность сделать своих врагов подобными этим восковым солдатам в ящике, так что они не смогут выступить против него.
В греко-римский период восковые фигурки использовались при совершении различных магических церемоний. Два приводимых ниже примера показывают, что цели, для которых они применялись, с веками ничуть не изменились.
Если влюбленный хотел, чтобы дама обратила на него внимание, он должен был сделать из смеси воска с дегтем, смолой или другими подобными веществами фигурку собаки длиной восемь пальцев, написав там, где располагаются ее ребра, определенные магические слова. Другие магические слова или имена существ, обладавших, как предполагалось, магической силой, следовало написать на дощечке, куда устанавливалась фигурка собаки, а сама дощечка помещалась на треножник. Затем влюбленный должен был произнести магические слова, написанные на фигурке собаки, и начертанные на дощечке имена. После этого собака или рычала и кусала влюбленного, или лаяла. Если она рычала и кусалась, то любовь оставалась безответной, а если лаяла, то дама приходила к влюбленному. В другом случае влюбленному рекомендовалось сделать две восковые фигурки: в виде Ареса и в виде женщины. Женская фигурка должна была быть коленопреклоненной, со связанными за спиной руками, а мужская фигурка — стоять над ней и держать меч на ее горле. На руках и ногах женской фигурки надо было написать имена демонов. После этого влюбленному следовало взять 13 бронзовых игл и втыкать их в руки и ноги женской фигурки, приговаривая при этом: «Я протыкаю (руку или ногу), чтобы она могла думать обо мне». Затем он должен был написать магические слова на свинцовой пластинке и привязать ее к фигуркам веревкой, имеющей 365 узлов. Обе фигурки и пластина закапывались в могилу того, кто умер молодым или был убит. Затем произносилось длинное заклинание, обращенное к подземным богам, и, если все было сделано правильно, женщина вскоре отвечала влюбленному взаимностью.
Из Египта через Грецию и Рим обычай использовать для колдовства восковые изображения пришел в Западную Европу и Англию. В средние века он получил большое распространение среди тех, кто занимался «черной магией» и хотел причинить вред своим соседям или врагам. В Италии и Англии рассказывают множество историй о том, как невежественные и злобные колдуны делали восковые фигуры своих недругов и подвешивали их в дымоходы не слишком близко к огню, чтобы они медленно плавились, тогда представленные этими фигурками люди постепенно теряли свою силу, страдали бессонницей, долго болели и в конце концов умирали. Если при этом в восковые фигурки на время втыкали булавки и иглы, то страдания жертв значительно усиливались, а смерть их была более болезненной.
Шарпе рассказывает, что король Даффус, правивший примерно в конце VII века, был так непопулярен, что «общество ведьм расплавило его восковое изображение, насаженное на деревянный вертел, произнося заклинания и поливая фигурку ядовитой жидкостью. Будучи арестованными, эти женщины заявили, что как растаял воск, так и тело короля будет разрушено, а слова заклинания не позволят ему восстанавливать свои силы во сне».
Мистер Элботи в своей очень интересной книге «Дурной глаз», приводит несколько поразительных примеров того, как уже в наше время люди занимались колдовством, сжигая сердца, проткнутые булавками. У одной пожилой женщины из селения Мендип заболела свинья. Она подумала, что животное «сглазили» и в тревоге обратилась к «белому колдуну», то есть «мудрецу». По его совету она раздобыла овечье сердце, проткнула его булавками и положила поджариваться у огня, а в это время ее друзья и соседи пели:
Не это сердце хочу я сжечь, А сердце человека, Хочу я лишить их отдыха и покоя, Пока они не умрут и не покинут сей мир.
В промежутках ее сын Джордж бросал в огонь соль, что придавало всей сцене чрезвычайную таинственность, и, наконец, далеко за полночь откуда-то выпрыгнул черный кот, которого, конечно же, объявили изгнанным демоном. В октябре 1882 г . в селе Ашбриттл в нише дымохода старого дома также было найдено пронзенное булавками сердце. В 1890 г . было найдено еще одно сердце, приколоченное внутри «перемычки» дымохода старого дома в селении Стэйплгроув. Искусство изготовления такого рода фигур король Джеймс I называл дьявольским и, говоря о деяниях, которые ведьмы способны «совершить благодаря силе своего повелителя", заявлял: «Других он в наши времена научил делать изображения из воска или глины. При их нагревании люди, чьи имена они носят, могут постепенно терять силы и изнемогать от длительной болезни... Они [ведьмы и колдуны] могут с помощью колдовства лишить жизни мужчину или женщину, нагревая, как я сказал, изображения, поскольку на это способен их Хозяин. Ибо, хотя (как я уже говорил) эти восковые принадлежности сами не несут в себе ничего, не может ли он с легкостью, так же, как его рабы-колдуны расплавляют воск на огне, не может ли он, спрашиваю я вас, незаметно, как дух, ослабить и рассеять жизненные силы больного, чтобы, с одной стороны, заставить его истекать потом, а с другой, разладив действия духов пищеварения, ослабить его желудок, чтобы жизненные соки, уходящие с потом, не могли возобновляться из-за плохого пищеварения, и человек, в конце концов, угаснет, так же, как умрет его изображение над огнем. А этот плут и ловкач, временами вмешиваясь, поддерживает равновесие между тем и другим, добиваясь того, чтобы человек и его изображение умерли одновременно». Итак, мы видим, что вера в силу восковых фигурок насчитывает по крайней мере шесть тысяч лет и, судя по работам современных писателей, существует и в настоящее время, даже в нашей собственной стране.
Эту главу уместно закончить историей о том, какую пользу принесли восковые фигурки купцу-христианину в Ливане. Согласно Эфиопскому манускрипту из Британского музея, этот человек был судовладельцем и купцом и перевозил товары на своих, кораблях. В те дни моря бороздили многочисленные пираты, и он много терял из-за их нападений. Наконец купец решил сам отправиться в плаванье на одном из своих кораблей, взяв на борт вооруженную охрану, чтобы дать отпор пиратам и наказать их за прошлые нападения. Вскоре после отплытия они встретили пиратский корабль.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Похожие темы
» МАГИЧЕСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ ЕГИПТЯН
» МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА ЕГИПТЯН
» Фигурки из воска
» Переселение болезни в фигурки животных
» Души Египтян
» МАГИЧЕСКИЕ ИМЕНА ЕГИПТЯН
» Фигурки из воска
» Переселение болезни в фигурки животных
» Души Египтян
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Египетская магия
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения