МАГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Египетская магия
Страница 1 из 1
МАГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Египетская магия возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны, ею пользовались во благо живых и мертвых, с другой - она являлась орудием тайных заговоров и призвана была наносить вред тем против кого она применялась.
Посвященные считали, что магию даровала людям Исида, чтобы при жизни отводить от них болезни, дурные сновидения и удары судьбы, а умершему обеспечить безопасную вечную жизнь в загробном мире. Дж. Фрезер подчеркивает, что "все египетские похоронные обряды представляли собой точную копию обрядов, которые Анубис, Гор и другие боги совершили над трупом бога Осириса. На всех похоронах разыгрывалась божественная мистерия, которую в древности исполнили над Осирисом, когда сыну, сестрам и друзьям, собравшимся у его изувеченных останков, с помощью заклинаний и других чар удалось превратить изломанное тело бога в мумию, которую они затем оживили, дав ей возможность начать новую жизнь по ту сторону могилы".
Магия основана на вере человека в способность воздействия на вещь посредством обращения к сверхъестественным силам. По представлениям древних область магических действий не ограничивалась воздействием жреца на того или иного человека или вещь. Посредством заклинаний, восхвалений, молитв и умилостивления высших существ осуществлялись магические воздействия на души умерших, духов и божества. Механизм магических воздействий описан в "Книге мертвых", содержащей заговоры, заклинания, которые необходимо знать умершему и тем, кто совершает похоронный обряд. Такие воздействия могут осуществляться, в частности, через изготовление и употребление "священных предметов": фетишей, амулетов, талисманов. Однако действие магической силы могло направляться не непосредственно на объект, а на его заместителя.
Амулеты были призваны защищать тело живого или умершего человека от гибельных воздействий и нападений видимых или невидимых врагов. В древнейшие времена при надевании амулета на человека или при помещении его на тело умершего произносились особые заклинания. Так как пользоваться силой молитв или магических слов мог только специально обученный жрец, то вскоре слова стали вырезать на амулете, придавая тем самым двойную силу. «Слова власти» так же могли быть написанными и на папирусе, который клался вместе с амулетом на умершего, и имело своей целью подчинение богов власти умершего, чтобы он мог заставить их исполнить его волю. Магия речи, на протяжении тысячелетий использующая в погребальном обряде и зафиксированная в "Книге мертвых", отражает то значение, которой придавалось слову в религиозных представлениях древних египтян. Особой магической силой было наделено имя-Рин человека, духа или божества, являющееся сокровенной частью его сущности. По одному из мифов, Птах (по другой версии - Ра) сотворил мир силой слова: давая имена-Рин объектам, предметам и существам, он тем самым определял их сущность и место в мире. Знание подлинного имени давало власть над его обладателем, а предметы, не имеющие названия, для египтян не существовали. Увековечивая имя человека в надписях, увековечивали его жизнь.
Существовало множество разнообразных амулетов, часть из них была строго регламентирована, как и по изображению и форме, так и по материалу из которого сделана. К тому же, любое кольцо, кулон, украшение или другой подобный предмет, на котором было начертано имя бога, его эмблема или изображение, становился защитным амулетом, и сила его сохранялась, пока не разрушался материал или не стиралось изображение или надпись.
Бадж приводит перечень наиболее почитавшихся в Древнем Египте талисманов и амулетов. Среди них амулет Аба (сердце), священный скарабей, пряжка Исиды, Тет Осириса, Подушечка, Гриф, Золотой Воротник, Скипетр из Папируса, Лестница, Два Пальца, Уаджет (Око Гора), Анх, Амулет Нефера, Голова Змеи, Менат, Сам, Шен, Ступени и Лягушка.
Наряду с амулетами, египтяне так же верили, что возможно передать фигурке любого живого существа душу того кого она изображает. К ним относятся так называемые «ушебти» которые клались вместе с умершим. Даже в земной жизни работы на благо умершего фараона - строительство и украшение его гробницы, совершение обрядов, приношение ему даров - были не тяжкой повинностью (как теперь известно, в строительных работах принимали участие не рабы, а свободные граждане), а священным долгом, необходимым магическим действием, обеспечивающим поддержание божественного равновесия.
В египетской магии налицо все три главных принципа - принцип сходства, принцип замещения целого его частью и принцип чудодейственной силы слова. Более того, можно без преувеличения сказать, что египетская религия глубоко проникнута магическим мироощущением, что последнее в ней превалирует, особенно в воззрениях на загробную жизнь.
В "Поучении Мерикара" мы находим весьма интересное замечание об отношении египтян к магии. В строках 131-135 указывается, что божество (по имени не названное) сделало для человека небо, подавило хаос и т. д., автор продолжает в строках 136-137: "Создало оно для них магию в качестве оружия, чтобы отвести [от них] удар происшествия и сновидения их ночью и днем». Итак, магия создана божеством для блага людей, она - откровение божества. До нас дошло довольно много произведений магической литературы. По содержанию эти тексты можно разделить на три группы:
1) магические тексты, предназначенные для использования в земной жизни;
2) магические тексты для обеспечения умершему безопасной и вечной жизни в потустороннем мире;
3) магические тексты для установления контактов живых с умершими и сверхъестественными существами (богами и духами).
Само собой понятно, что в первую группу входят тексты, если так можно выразиться, лечебного содержания. Недуги бывали двух родов: такие, причины которых очевидны, - разного рода раны, отравление, ожоги и т. п., - и такие, причины которых скрыты, - недуги, как бы возникавшие сами по себе. В исторические времена у египтян была своя этиология. Однако египетская медицина исторических времен - прямой наследник магического мировоззрения древности - отмечена печатью своего происхождения. В дошедших до нас медицинских текстах обнаруживается сочетание взаимоисключающих принципов: магических приемов лечения больных и собственно медицинских, выработанных в течение веков опытным путем. Египтяне знали цену знаниям - об этом свидетельствуют медицинские тексты, но вместе с тем так и не смогли избавить свою медицину от тяжелого и ненужного бремени магических воззрений. Согласно этим воззрениям, болезнь вызывают злонамеренные духи умерших или существа, подобные демонам. Проникая в организм человека и животного, они причиняют страдания, и только могущество магии способно изгнать их из страждущей плоти. Болезнь могла быть вызвана и "дурным глазом" недоброжелателя. Именно эти воззрения и побуждали египтян всячески культивировать и углублять применение магии в практической медицине. Так, например, в магическом демотическом папирусе Лондона и Лейдена (XX recto 13/II), в тексте, относящемуся к началу III в. н.э., сказано: "Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза". Или: "Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет".
Египтяне так же хорошо знали движение небесных тел, на основе этого они положили начало астрологии. Они так же ввели понятие счастливых и несчастливых дней.
В Египте глубоко верили в вещие сны, в их истолкование, что зафиксировано в ряде памятников, дошедших до нас непосредственно из Египта. До нас дошло несколько текстов о вещих снах различных фараонов (с явлением божества) и о последствиях этих снов. Например, в тексте, известном в науке под названием "Принцесса из Бахтана"; в сказках о верховных жрецах Мемфиса - о Мехит-Усхет, жене Сатни-Хаэмуаса, видевшей сон о том, как ей обрести способность к деторождению; в сказке о Ра-Осирисе, где рассказывается, как Панехси, сын Гора, увидел во сне самого бога Тота, вооружившего его магическими познаниями.
Посвященные считали, что магию даровала людям Исида, чтобы при жизни отводить от них болезни, дурные сновидения и удары судьбы, а умершему обеспечить безопасную вечную жизнь в загробном мире. Дж. Фрезер подчеркивает, что "все египетские похоронные обряды представляли собой точную копию обрядов, которые Анубис, Гор и другие боги совершили над трупом бога Осириса. На всех похоронах разыгрывалась божественная мистерия, которую в древности исполнили над Осирисом, когда сыну, сестрам и друзьям, собравшимся у его изувеченных останков, с помощью заклинаний и других чар удалось превратить изломанное тело бога в мумию, которую они затем оживили, дав ей возможность начать новую жизнь по ту сторону могилы".
Магия основана на вере человека в способность воздействия на вещь посредством обращения к сверхъестественным силам. По представлениям древних область магических действий не ограничивалась воздействием жреца на того или иного человека или вещь. Посредством заклинаний, восхвалений, молитв и умилостивления высших существ осуществлялись магические воздействия на души умерших, духов и божества. Механизм магических воздействий описан в "Книге мертвых", содержащей заговоры, заклинания, которые необходимо знать умершему и тем, кто совершает похоронный обряд. Такие воздействия могут осуществляться, в частности, через изготовление и употребление "священных предметов": фетишей, амулетов, талисманов. Однако действие магической силы могло направляться не непосредственно на объект, а на его заместителя.
Амулеты были призваны защищать тело живого или умершего человека от гибельных воздействий и нападений видимых или невидимых врагов. В древнейшие времена при надевании амулета на человека или при помещении его на тело умершего произносились особые заклинания. Так как пользоваться силой молитв или магических слов мог только специально обученный жрец, то вскоре слова стали вырезать на амулете, придавая тем самым двойную силу. «Слова власти» так же могли быть написанными и на папирусе, который клался вместе с амулетом на умершего, и имело своей целью подчинение богов власти умершего, чтобы он мог заставить их исполнить его волю. Магия речи, на протяжении тысячелетий использующая в погребальном обряде и зафиксированная в "Книге мертвых", отражает то значение, которой придавалось слову в религиозных представлениях древних египтян. Особой магической силой было наделено имя-Рин человека, духа или божества, являющееся сокровенной частью его сущности. По одному из мифов, Птах (по другой версии - Ра) сотворил мир силой слова: давая имена-Рин объектам, предметам и существам, он тем самым определял их сущность и место в мире. Знание подлинного имени давало власть над его обладателем, а предметы, не имеющие названия, для египтян не существовали. Увековечивая имя человека в надписях, увековечивали его жизнь.
Существовало множество разнообразных амулетов, часть из них была строго регламентирована, как и по изображению и форме, так и по материалу из которого сделана. К тому же, любое кольцо, кулон, украшение или другой подобный предмет, на котором было начертано имя бога, его эмблема или изображение, становился защитным амулетом, и сила его сохранялась, пока не разрушался материал или не стиралось изображение или надпись.
Бадж приводит перечень наиболее почитавшихся в Древнем Египте талисманов и амулетов. Среди них амулет Аба (сердце), священный скарабей, пряжка Исиды, Тет Осириса, Подушечка, Гриф, Золотой Воротник, Скипетр из Папируса, Лестница, Два Пальца, Уаджет (Око Гора), Анх, Амулет Нефера, Голова Змеи, Менат, Сам, Шен, Ступени и Лягушка.
Наряду с амулетами, египтяне так же верили, что возможно передать фигурке любого живого существа душу того кого она изображает. К ним относятся так называемые «ушебти» которые клались вместе с умершим. Даже в земной жизни работы на благо умершего фараона - строительство и украшение его гробницы, совершение обрядов, приношение ему даров - были не тяжкой повинностью (как теперь известно, в строительных работах принимали участие не рабы, а свободные граждане), а священным долгом, необходимым магическим действием, обеспечивающим поддержание божественного равновесия.
В египетской магии налицо все три главных принципа - принцип сходства, принцип замещения целого его частью и принцип чудодейственной силы слова. Более того, можно без преувеличения сказать, что египетская религия глубоко проникнута магическим мироощущением, что последнее в ней превалирует, особенно в воззрениях на загробную жизнь.
В "Поучении Мерикара" мы находим весьма интересное замечание об отношении египтян к магии. В строках 131-135 указывается, что божество (по имени не названное) сделало для человека небо, подавило хаос и т. д., автор продолжает в строках 136-137: "Создало оно для них магию в качестве оружия, чтобы отвести [от них] удар происшествия и сновидения их ночью и днем». Итак, магия создана божеством для блага людей, она - откровение божества. До нас дошло довольно много произведений магической литературы. По содержанию эти тексты можно разделить на три группы:
1) магические тексты, предназначенные для использования в земной жизни;
2) магические тексты для обеспечения умершему безопасной и вечной жизни в потустороннем мире;
3) магические тексты для установления контактов живых с умершими и сверхъестественными существами (богами и духами).
Само собой понятно, что в первую группу входят тексты, если так можно выразиться, лечебного содержания. Недуги бывали двух родов: такие, причины которых очевидны, - разного рода раны, отравление, ожоги и т. п., - и такие, причины которых скрыты, - недуги, как бы возникавшие сами по себе. В исторические времена у египтян была своя этиология. Однако египетская медицина исторических времен - прямой наследник магического мировоззрения древности - отмечена печатью своего происхождения. В дошедших до нас медицинских текстах обнаруживается сочетание взаимоисключающих принципов: магических приемов лечения больных и собственно медицинских, выработанных в течение веков опытным путем. Египтяне знали цену знаниям - об этом свидетельствуют медицинские тексты, но вместе с тем так и не смогли избавить свою медицину от тяжелого и ненужного бремени магических воззрений. Согласно этим воззрениям, болезнь вызывают злонамеренные духи умерших или существа, подобные демонам. Проникая в организм человека и животного, они причиняют страдания, и только могущество магии способно изгнать их из страждущей плоти. Болезнь могла быть вызвана и "дурным глазом" недоброжелателя. Именно эти воззрения и побуждали египтян всячески культивировать и углублять применение магии в практической медицине. Так, например, в магическом демотическом папирусе Лондона и Лейдена (XX recto 13/II), в тексте, относящемуся к началу III в. н.э., сказано: "Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза". Или: "Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет".
Египтяне так же хорошо знали движение небесных тел, на основе этого они положили начало астрологии. Они так же ввели понятие счастливых и несчастливых дней.
В Египте глубоко верили в вещие сны, в их истолкование, что зафиксировано в ряде памятников, дошедших до нас непосредственно из Египта. До нас дошло несколько текстов о вещих снах различных фараонов (с явлением божества) и о последствиях этих снов. Например, в тексте, известном в науке под названием "Принцесса из Бахтана"; в сказках о верховных жрецах Мемфиса - о Мехит-Усхет, жене Сатни-Хаэмуаса, видевшей сон о том, как ей обрести способность к деторождению; в сказке о Ра-Осирисе, где рассказывается, как Панехси, сын Гора, увидел во сне самого бога Тота, вооружившего его магическими познаниями.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Похожие темы
» НЕКРОМАНТИЯ И МАГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
» АМУЛЕТЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
» Магические рисунки, формулы, заклинания ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
» ГОРОДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
» Письменность Древнего Египта
» АМУЛЕТЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
» Магические рисунки, формулы, заклинания ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
» ГОРОДА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
» Письменность Древнего Египта
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Египетская магия
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения