Жизнь Снорри Годи Ævi Snorra goða
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Скандинавская магия
Страница 1 из 1
Жизнь Снорри Годи Ævi Snorra goða
Жизнь Снорри Годи
Ævi Snorra goða
У Снорри Годи было девятнадцать свободнорожденных детей, вышедших из младенческого возраста. Торд Киса был старшим1, вторым был Тородд2, третьим — Торстейн3, четвертым — Гудлауг Монах4, они были сыновьями Асдис, дочери Стюра Убийцы5. Пятой была Сигрид6, шестой — Унн7, они были дочерьми Турид, дочери Иллуги Рыжего. Седьмым был Клепп8, восьмой — Халльдора9, девятой — Тордис10, десятой — Гудрун11, одиннадцатым Халльдор12, двенадцатым — Мани13, тринадцатым — Эйольв14, четырнадцатой — Тора15, пятнадцатой — Халльбера16, шестнадцатой — Турид17, семнадцатым — Торлейв18, восемнадцатой — Алов19, девятнадцатым — Снорри, он родился после смерти своего отца20. Все они были детьми Халльфрид дочери Эйнара21.
У Снорри Годи было трое детей от служанок; один из них так же звался Торд Киса22, а двое других — Йорунд и Торхильд23.
Снорри Годи было четырнадцать лет, когда он выехал из страны; он провел за морем одну зиму. Следующую зиму, после того как он вернулся в Исландию, он провел на Святой Горе вместе с Бёрком Толстым, своим дядей по отцу, и своей матерью Тордис. Осенью того же года Эйольв Серый, сын Торда Ревуна, убил Гисли сына Кислого24, а следующей весной, когда Снорри исполнилось шестнадцать лет, он поставил свой хутор на Святой Горе и прожил там двадцать три года25 до того, как христианство в Исландии стало законом. После этого он прожил на Святой Горе еще восемь зим; в последнюю из них Торгест сын Торхалля26 убил Стюра Убийцу, тестя Снорри Годи, на хуторе Каменистая Гряда в Стругальной Округе27.
Затем Снорри перенес свой хутор в Междуречье Обильной Долины и прожил там двадцать лет28. Он велел построить на Святой Горе церковь, и еще одну — в Междуречьи Обильной Долины. Некоторые люди, кроме того, рассказывают, что Снорри совместно с Гудрун велел отстроить церковь на Святой Горе заново, когда сгорела та церковь, которую он велел построить там ранее.
Снорри умер от болезни на седьмом году седьмого десятка своей жизни; это было одну зиму спустя после гибели конунга Олава Святого29. И Снорри Годи похоронен у себя дома в Междуречьи Обильной Долины возле той церкви, которую он сам велел построить. У него было столь большое потомство, что к нему возводит свой род большинство знатнейших людей в Исландии, а также Люди с Острова Бьяркэй в Халогаланде30, Жители Гати на Фарерских Островах31 и много иных видных людей, как в этой стране, так и за ее пределами, хотя они здесь не упоминаются. Еще…
[Рукопись обрывается]
Примечания
Маленький фрагмент, названный редакторами Ævi Snorra goða, т. е. «Жизнь Снорри Годи», составлен историком Ари Мудрым сыном Торгильса (1068–1148). Фрагмент сохранился только в составе «Книги с Песчаника» (Melabók), компиляции XV в., включавшей оригинальную редакцию «Книги о Заселении Земли», «Сагу об Эгиле» и «Сагу о Людях с Песчаного Берега». В «Книге с Песчаника» текст «Жизни Снорри Годи» следовал непосредственно за последней главой «Саги о Людях с Песчаного Берега». Самое начало и конец текста утрачены, но судя по сохранившейся части, объем его изначально был небольшим.
Личность составителя устанавливается при помощи указания «Саги о Людях из Лососьей Долины» и косвенных свидетельств. В настоящее время авторство Ари Мудрого считается доказанным1. Как и в другом коротком тексте XII в., связываемом с именем Ари — «Перечнем Священников» (Prestatal), в «Жизни Снорри Годи» нет повествования: текст устроен как перечень имен собственных и отдельных событий, большинство из которых датированы. Уместно напомнить, что «Книга об Исландцах» тоже заканчивается двумя перечнями имен, второй из которых является генеалогией самого Ари, причем его имя завершает всю книгу2. В связи с этим получила распространение теория, что Ари (а, возможно, и другие ученые исландцы его времени) работал, составляя для себя короткие памятные заметки на отдельных листках (лат. schedae)3. Эти памятные заметки могли использоваться им при составлении крупных связных текстов4 или оставаться в своем первоначальном виде.
С «Житием Снорри Годи» связана хронологическая проблема, полностью не решенная до сих пор. Исландские анналы относят принятие христианства на альтинге к 1000 г., т. е. к тому же году, в котором состоялась битва при Свольдре. В этой битве пал конунг Олав сын Трюггви, в период правления которого были крещены Норвегия и Исландия. Между тем, из сочинений Ари Мудрого вытекает, что крещение Исландии произошло летом 999 г., и «Жизнь Снорри Годи» это впечатление подтверждает. Здесь Ари сообщает, что после принятия христианства Снорри Годи «прожил на Святой Горе восемь зим», и что в последнюю из этих зим был убит его тесть Стюр. После этого Снорри перенес свой хутор в другое место, прожил еще двадцать три года и умер «одну зиму спустя после гибели конунга Олава Святого», т. е. в 1031 г. Стюр погиб в 1007 г.: отсчитывая с этой даты восемь лет назад, получаем дату крещения Исландии, на которую ориентировался Ари — 999 г. Вместе с тем, приходится заключить, что Снорри перенес свой хутор в новое место не в 1007 г., а в 1008 г., иначе не получается двадцати трех лет, о которых говорит Ари. В «Прологе» к «Кругу Земному», составленному Снорри Стурлусоном в 1220-е гг., говорится, что Снорри Годи «было примерно тридцать пять лет» когда Исландия была крещена (hann var þá nær hálffertøgr, er kristni kom á Ísland)5. Это место, как показали историки, взято Снорри Стурлусоном из ныне утраченной ранней редакции «Книги об Исландцах». Снорри Годи родился в 963 или 964 г.; в таком случае ему действительно было тридцать пять или тридцать шесть лет в 999 г.
В рукописи «Книги с Песчаника» есть легко устраняемая ошибка, которой, вне всяких сомнений, не было в протографе «Жизни Снорри Годи»: писец перепутал местами сообщения о количестве лет, прожитых Снорри на своем первом (двадцать лет) и втором хуторе (двадцать три года). Эта ошибка устраняется единственно возможным способом, поэтому сомнений относительно протографа, в данном случае, быть не может.
Все имена детей Снорри (за одним исключением) соответствуют тексту «Саги о Людях с Песчаного Берега». Поучительно сопоставить порядок расположения материала в «Житии Снорри Годи» и в последней главе «Саги о Людях с Песчаного Берега». Если Ари Мудрый перечисляет детей Снорри в порядке старшинства, указывая их матерей, то в саге на первый план выходят такие факторы, как собственные заслуги и обилие сведений о лице. Для дочерей Снорри главным фактором для рассказчика саги является очередность, с которой их выдавали замуж. Существенно, что мы может это обнаружить лишь потому, что Ари эксплицитно сообщает нам порядок старшинства. Дочери Снорри выстроены в LXV так:
I Сигрид (пятый ребенок Снорри) → II Унн (№ 6) → III Тордис (№ 9) → IV Халльбера (№ 15) → V Тора (№ 14) → VI Турид (№ 16) → VII Гудрун (№ 10) → VIII Торгерд (??) → IX Алов (№ 18)6.
Не менее любопытен порядок перечисления сыновей Снорри, ни один из которых не унаследовал могущества и социального положения отца:
I Халльдор (одиннадцатый ребенок Снорри Годи) → II Тородд (№ 2) → III Мани (№ 12) → IV Торстейн (№ 3) → V Торд Киса (№ 1) → VI Эйольв (№ 13) → VII Торлейв (№ 17) → VIII Снорри (№ 19) → IX Клепп (№ 6), вообще не упомянут Гудлауг Монах (№ 4).
Родословная Снорри Годи и его жен известна настолько хорошо, что дает редкую возможность точно установить критерии выбора личных имен в большой исландской семье X–XI вв. Эту информацию читатель может найти в примечаниях к тексту.
1 Ср. Jakob Benediktsson. Formáli // Íslenzk Fornrit. Bd. I. íslendingabók. Landnámábók / Jakob Benediktsson gáf út. Reykjavík, 1986. Bls. XIV.
2 Ср. Успенский Ф. Б. Язык родословных в «Книге об Исландцах» Ари Мудрого // Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора М. И. Стеблин-Каменского. СПб., 2003. С. 482.
3 Halldór Hermannsson. Introduction // The Book of Icelanders by Ari Thorgilsson / Ed. and Transl. by Halldór Hermannsson. Ithaca, New York, 1930. (Islandica. Vol. XX). P. 41–42.
4 Известно, что Ари составил две редакции «Книги об Исландцах». Более ранняя, пространная редакция до нашего времени не сохранилась, но она была хорошо известна Снорри Стурлусону. Ср. доводы в: Jakob Benediktsson. Op. cit. Bls. IX–X. Предполагается также, что Ари составил собственную версию исландских анналов. Ср. работу: Ólafia Einarsdóttir. Studier i kronologisk metode i tidlig islandsk historieskrivning. Lund, 1964.
5 Snorri Sturluson. Heimskringla / Bjarni Aðalbjarnarson gaf út // íslenzk Fornrit. Bd. XXVI. Reykjavík, 1941. Bls. 7.
6 Полужирным шрифтом здесь и ниже выделены имена тех детей, которые названы с нарушением порядка старшинства.
1 Прозвище Kausi (т. е. «Киса», «Котик») является детским. Тот факт, что такое прозвище носило двое сыновей Снорри Годи, доказывает, что кот рано стал домашним животным в Исландии. Первенец Снорри, Торд Киса Старший, родился ок. 984 г. Он жил в Долине Дувгуса на юге Мыса Снежной Горы; это говорит о том, что он рано отселился от отца. Торд упоминается в гл. LV «Саги о Людях с Песчаного Берега» в рассказе о событиях 1000–1001 гг. По-видимому, он умер вскоре после этого, и в его память назвали сына Снорри от служанки, Торда Кису Младшего. Не вполне ясно, почему Снорри назвал своего первенца именем «Торд». Не исключено, что он был назван в честь хёвдинга Торда Ревуна (ум. 965 г.). Другая возможность, связанная с обстоятельствами переименования самого Снорри Годи, обсуждается во вступительной статье к «Саге о Людях с Песчаного Берега».
2 Тородд, второй сын Снорри Годи, упоминается в «Круге Земном» и в «Саге о Греттире». «Сага о Людях с Песчаного Берега» называет его «вторым по знатности сыном Снорри». Во время битвы в Лебяжьем Фьорде в 997 г., где Тородд был ранен, ему было 12 лет, стало быть, он родился в 985 г. Тородд жил далеко от отца, в Нагорном Фьорде в Северной Четверти. Свое имя Тородд получил в честь Тородда сына Торбранда, названого брата Снорри.
3 Торстейн, третий сын Снорри, как и его брат Тородд, жил в Нагорном Фьорде. Это значит, что он рано отселился от отца, вероятно, к родственникам жены. Торстейн назван в гл. LXV саги «предком Асбирнингов и многих прочих родов». В «Генеалогиях», включенных в «Сагу о Стурлунгах», сообщается, что Асбьёрн сын Арнора был женат на Ингунн, дочери Торстейна сына Снорри. У Торстейна было прозвище «Трескожор», как сообщает «Сага о Людях с Песчаного Берега» в гл. 62. Он получил его в память о своем прадеде Торстейне Трескожоре, сыне Торольва.
4 О Гудлауге Монахе, четвертом сыне Снорри, рассказывается в «Саге о Битве на Пустоши». Он отказался ехать мстить за своего деда Стюра, уехал в Англию и стал монахом. Неясно, в честь кого Гудлауг получил свое имя.
5 Свадьба Снорри Годи и Асдис дочери Стюра Убийцы, согласно хронологии саги, датируется 983 г. О смерти Асдис и последующих женитьбах Снорри ни в одном из источников не говорится. Примечательно, что имена Стюра и его родни у детей Снорри Годи не отражаются.
6 Сигрид, старшая дочь Снорри Годи, получила свое имя в память о бабке по матери, Сигрид, жены Иллуги Рыжего. О последней см. «Прядь об Иллуги Рыжем», с. 141. Обе старшие дочери Снорри были выданы за знатных людей при жизни отца.
7 Унн дочь Снорри ок. 1019 г. была выдана замуж за Барди Убийцу сына Гудмунда, главного героя «Саги о Битве на Пустоши». Они развелись в Норвегии, и Унн вторично вышла замуж за Сигурда сына Торира Собаки с острова Бьяркэй. «Сага о Битве на Пустоши» называют данную дочь Снорри Годи Ауд: это вариант того же женского имени. Унн/Ауд, скорее всего, получила имя в честь знатной первопоселенки Ауд Многомудрой, прабабки Торы, бабки Снорри Годи.
8 Клепп — единственный сын Снорри, хутор которого не локализуется. Он был назван в честь деда матери, херсира Клеппа или Клюппа (Klyppr hersir). О последнем см. «Сагу о Торде Пугале». Согласно этой саге, херсир Клюпп убил конунга Сигурда сына Гуннхильд и был убит людьми последнего после 960 г. Затем братья Клюппа и его дочь бежали в Исландию.
9 Халльдора дочь Снорри в «Саге о Людях с Песчаного Берега» не упомянута: это единственное расхождение в списке детей Снорри между «Жизнью Снорри Годи» и сагой. Вместо Халльдоры в саге названа отсутствующая в «Жизни Снорри Годи» Торгерд, которая была выдана замуж за некого Торгейра с Пригорка Асов. Возможно, однако, что Торгерд стоит отождествлять не с Халльдорой, а с Торхильд, внебрачной дочерью Снорри.
10 Тордис дочь Снорри, его девятый ребенок, упоминается в «Саге о Людях из Лососьей Долины». Она была выдана замуж за Болли сына Болли. В «Саге о Людях с Песчаного Берега» потомки Тордис и Болли названы Людьми с Крутояра: это может означать, что в какой-то период сама Тордис или ее дети занимали хутор Крутояр в Городищенском Фьорде. Свое имя Тордис получила в память о Тордис дочери Кислого, матери Снорри.
11 Гудрун дочь Снорри, его десятый ребенок, была выдана замуж после смерти своего отца, согласно саге, уже после своей младшей сестры Халльберы. Мужем её был некто Кольфид из Солнечных Палат: это место локализуется в Восточной Исландии. Гудрун была названа в честь Гудрун дочери Освивра, союзницы Снорри, с которой Снорри поменялся хуторами в 1008 г.
12 Халльдор сын Снорри, одиннадцатый ребенок Снорри, — самый знаменитый («знатный», по выражению «Саги о Людях с Песчаного Берега») из его сыновей. Халльдору посвящены две пряди. Его потомство упомянуто в «Генеалогиях». Свое имя Халльдор, вероятно, получил в честь Халльдора сына Олава Павлина, соседа Снорри по второму хутору.
13 Мани, двенадцатый ребенок Снорри, жил на хуторе Овечья Гора, где впоследствии в XIII в. проживал вождь Стурлунгов, Стурла сын Сигхвата. Сын Мани, Мана-Льот, назван в гл. LXV «Саги о Людях с Песчаного Берега» «самым большим человеком из внуков Снорри». По-видимому, имеется в виду социальное положение, а не физическая сила. Мана-Льот упоминается также в «Саге о Стурлунгах».
14 Эйольв, тринадцатый ребенок Снорри, жил на Дворе Ламби в Городищенском Фьорде, т. е. за пределами округи, которую контролировал его отец. Имя «Эйольв» он получил в честь деда матери, Эйольва с Поперечной Реки.
15 Тора дочь Снорри, его четырнадцатый ребенок, была замужем за Берси сына Халльдора, бонда из Долин. Второй муж Торы, некто Торгрим Паленый, несколько раз упоминается в составе генеалогий. Тора была названа в честь Торы дочери Олава, бабки Снорри.
16 Халльбера дочь Снорри, его пятнадцатый ребенок, по утверждению саги, была выдана замуж за Торда сына Стурлы сына Тьодрека еще при жизни Снорри, т. е. до 1031 г. Вероятно, это ошибка: к этому времени Халльбере было около десяти лет. Следующая по старшинству дочь Снорри, Турид (род. 1024 г.) была выдана замуж уже после смерти отца. Потомство Халльберы упоминается в составе генеалогий.
17 Турид, шестнадцатый ребенок Снорри, (1024–1112 гг.) была информантом Ари Мудрого. Ее мужем был Кьяллеклинг, Гудлауг сын Стейнтора. Судя по всему, Турид жила на вотчине Кьяллеклингов, хуторе Песчаный Берег. Свое имя Турид, скорее всего, получила в честь Турид дочери Бёрка, единоутробной сестры Снорри Годи.
18 Торлейв, семнадцатый ребенок Снорри, проживал на Побережье Средней Горы в Лощинном Фьорде. Сага называет его предком Баллэрингов, т. е. Людей с Чресельной Реки. Торлейв сын Снорри получил свое имя в честь Торлейва Кимби, старшего из названых братьев Снорри Годи.
19 Алов, восемнадцатый ребенок Снорри, была выдана замуж за знатного человека из Стремянного Фьорда, Йорунда сына Торфинна. Их потомство упоминается в генеалогиях Стурлунгов.
20 Снорри сын Снорри получил имя отца потому, что родился уже после его смерти в 1031 г. Сага говорит, что Снорри Младший удержал хутор в Междуречье Обильной Долины.
21 Халльфрид, третья жена Снорри Годи, была дочерью богатого бонда, Эйнара с Поперечной Реки, брата хёвдинга Гудмунда Могучего. Ее отец и дядя упоминаются почти во всех родовых сагах. Примечательно, что никого из детей Снорри не назвали ни Эйнаром, ни Гудмундом.
22 Торд Киса Младший, внебрачный сын Снорри, упоминается в «Саге о Битве на Пустоши». Он ездил вместе с отцом в Городищенский Фьорд в 1008 г.
23 См. выше примеч. 9 о возможном отождествлении Торхильд, внебрачной дочери Снорри, с той дочерью, которая в «Саге о Людях с Песчаного Берега» названа Торгерд.
24 Гисли сын Кислого, дядя Снорри по матери, был убит в 978 г.
25 В рукописи ошибка. Правильное чтение: «двадцать лет». См. вступительную статью.
26 Ари Мудрый приводит полную форму имени убийцы Стюра. Рассказчик «Саги о Битве на Пустоши» называет то же лицо Гестом сыном Торхалли, употребляя уменьшительные формы.
27 Убийство Стюра случилось в 1007 г.
28 В рукописи ошибка. Правильное чтение: «двадцать три года». См. вступительную статью.
29 Конунг Олав Святой погиб в 1030 г. Таким образом, дата смерти Снорри — 1031 г.
30 Эта генеалогическая связь объясняется вторым замужеством Унн дочери Снорри. См. выше примеч. 7.
31 Родство Снорри с Жителями Гати на Фарерских островах проверить трудно, так как родословная последних известна плохо. Скорее всего, Ари связывал Жителей Гати с Олов, дочерью Торстейна Рыжего, прапрадеда Снорри по матери. Согласно «Саге о Людях из Лососьей Долины», Олов была выдана замуж на Фарерских островах, «и от нее пошел знатнейший род в этой стране, который называют Жителями Гати».
Перевод: Циммерлинг А. В., Агишев С. Ю.
Источник: Исландские саги / Циммерлинг А. В., Агишев С. Ю. — М., 2004. — Т. 2.
OCR: Дарья Глебова.
Ævi Snorra goða
У Снорри Годи было девятнадцать свободнорожденных детей, вышедших из младенческого возраста. Торд Киса был старшим1, вторым был Тородд2, третьим — Торстейн3, четвертым — Гудлауг Монах4, они были сыновьями Асдис, дочери Стюра Убийцы5. Пятой была Сигрид6, шестой — Унн7, они были дочерьми Турид, дочери Иллуги Рыжего. Седьмым был Клепп8, восьмой — Халльдора9, девятой — Тордис10, десятой — Гудрун11, одиннадцатым Халльдор12, двенадцатым — Мани13, тринадцатым — Эйольв14, четырнадцатой — Тора15, пятнадцатой — Халльбера16, шестнадцатой — Турид17, семнадцатым — Торлейв18, восемнадцатой — Алов19, девятнадцатым — Снорри, он родился после смерти своего отца20. Все они были детьми Халльфрид дочери Эйнара21.
У Снорри Годи было трое детей от служанок; один из них так же звался Торд Киса22, а двое других — Йорунд и Торхильд23.
Снорри Годи было четырнадцать лет, когда он выехал из страны; он провел за морем одну зиму. Следующую зиму, после того как он вернулся в Исландию, он провел на Святой Горе вместе с Бёрком Толстым, своим дядей по отцу, и своей матерью Тордис. Осенью того же года Эйольв Серый, сын Торда Ревуна, убил Гисли сына Кислого24, а следующей весной, когда Снорри исполнилось шестнадцать лет, он поставил свой хутор на Святой Горе и прожил там двадцать три года25 до того, как христианство в Исландии стало законом. После этого он прожил на Святой Горе еще восемь зим; в последнюю из них Торгест сын Торхалля26 убил Стюра Убийцу, тестя Снорри Годи, на хуторе Каменистая Гряда в Стругальной Округе27.
Затем Снорри перенес свой хутор в Междуречье Обильной Долины и прожил там двадцать лет28. Он велел построить на Святой Горе церковь, и еще одну — в Междуречьи Обильной Долины. Некоторые люди, кроме того, рассказывают, что Снорри совместно с Гудрун велел отстроить церковь на Святой Горе заново, когда сгорела та церковь, которую он велел построить там ранее.
Снорри умер от болезни на седьмом году седьмого десятка своей жизни; это было одну зиму спустя после гибели конунга Олава Святого29. И Снорри Годи похоронен у себя дома в Междуречьи Обильной Долины возле той церкви, которую он сам велел построить. У него было столь большое потомство, что к нему возводит свой род большинство знатнейших людей в Исландии, а также Люди с Острова Бьяркэй в Халогаланде30, Жители Гати на Фарерских Островах31 и много иных видных людей, как в этой стране, так и за ее пределами, хотя они здесь не упоминаются. Еще…
[Рукопись обрывается]
Примечания
Маленький фрагмент, названный редакторами Ævi Snorra goða, т. е. «Жизнь Снорри Годи», составлен историком Ари Мудрым сыном Торгильса (1068–1148). Фрагмент сохранился только в составе «Книги с Песчаника» (Melabók), компиляции XV в., включавшей оригинальную редакцию «Книги о Заселении Земли», «Сагу об Эгиле» и «Сагу о Людях с Песчаного Берега». В «Книге с Песчаника» текст «Жизни Снорри Годи» следовал непосредственно за последней главой «Саги о Людях с Песчаного Берега». Самое начало и конец текста утрачены, но судя по сохранившейся части, объем его изначально был небольшим.
Личность составителя устанавливается при помощи указания «Саги о Людях из Лососьей Долины» и косвенных свидетельств. В настоящее время авторство Ари Мудрого считается доказанным1. Как и в другом коротком тексте XII в., связываемом с именем Ари — «Перечнем Священников» (Prestatal), в «Жизни Снорри Годи» нет повествования: текст устроен как перечень имен собственных и отдельных событий, большинство из которых датированы. Уместно напомнить, что «Книга об Исландцах» тоже заканчивается двумя перечнями имен, второй из которых является генеалогией самого Ари, причем его имя завершает всю книгу2. В связи с этим получила распространение теория, что Ари (а, возможно, и другие ученые исландцы его времени) работал, составляя для себя короткие памятные заметки на отдельных листках (лат. schedae)3. Эти памятные заметки могли использоваться им при составлении крупных связных текстов4 или оставаться в своем первоначальном виде.
С «Житием Снорри Годи» связана хронологическая проблема, полностью не решенная до сих пор. Исландские анналы относят принятие христианства на альтинге к 1000 г., т. е. к тому же году, в котором состоялась битва при Свольдре. В этой битве пал конунг Олав сын Трюггви, в период правления которого были крещены Норвегия и Исландия. Между тем, из сочинений Ари Мудрого вытекает, что крещение Исландии произошло летом 999 г., и «Жизнь Снорри Годи» это впечатление подтверждает. Здесь Ари сообщает, что после принятия христианства Снорри Годи «прожил на Святой Горе восемь зим», и что в последнюю из этих зим был убит его тесть Стюр. После этого Снорри перенес свой хутор в другое место, прожил еще двадцать три года и умер «одну зиму спустя после гибели конунга Олава Святого», т. е. в 1031 г. Стюр погиб в 1007 г.: отсчитывая с этой даты восемь лет назад, получаем дату крещения Исландии, на которую ориентировался Ари — 999 г. Вместе с тем, приходится заключить, что Снорри перенес свой хутор в новое место не в 1007 г., а в 1008 г., иначе не получается двадцати трех лет, о которых говорит Ари. В «Прологе» к «Кругу Земному», составленному Снорри Стурлусоном в 1220-е гг., говорится, что Снорри Годи «было примерно тридцать пять лет» когда Исландия была крещена (hann var þá nær hálffertøgr, er kristni kom á Ísland)5. Это место, как показали историки, взято Снорри Стурлусоном из ныне утраченной ранней редакции «Книги об Исландцах». Снорри Годи родился в 963 или 964 г.; в таком случае ему действительно было тридцать пять или тридцать шесть лет в 999 г.
В рукописи «Книги с Песчаника» есть легко устраняемая ошибка, которой, вне всяких сомнений, не было в протографе «Жизни Снорри Годи»: писец перепутал местами сообщения о количестве лет, прожитых Снорри на своем первом (двадцать лет) и втором хуторе (двадцать три года). Эта ошибка устраняется единственно возможным способом, поэтому сомнений относительно протографа, в данном случае, быть не может.
Все имена детей Снорри (за одним исключением) соответствуют тексту «Саги о Людях с Песчаного Берега». Поучительно сопоставить порядок расположения материала в «Житии Снорри Годи» и в последней главе «Саги о Людях с Песчаного Берега». Если Ари Мудрый перечисляет детей Снорри в порядке старшинства, указывая их матерей, то в саге на первый план выходят такие факторы, как собственные заслуги и обилие сведений о лице. Для дочерей Снорри главным фактором для рассказчика саги является очередность, с которой их выдавали замуж. Существенно, что мы может это обнаружить лишь потому, что Ари эксплицитно сообщает нам порядок старшинства. Дочери Снорри выстроены в LXV так:
I Сигрид (пятый ребенок Снорри) → II Унн (№ 6) → III Тордис (№ 9) → IV Халльбера (№ 15) → V Тора (№ 14) → VI Турид (№ 16) → VII Гудрун (№ 10) → VIII Торгерд (??) → IX Алов (№ 18)6.
Не менее любопытен порядок перечисления сыновей Снорри, ни один из которых не унаследовал могущества и социального положения отца:
I Халльдор (одиннадцатый ребенок Снорри Годи) → II Тородд (№ 2) → III Мани (№ 12) → IV Торстейн (№ 3) → V Торд Киса (№ 1) → VI Эйольв (№ 13) → VII Торлейв (№ 17) → VIII Снорри (№ 19) → IX Клепп (№ 6), вообще не упомянут Гудлауг Монах (№ 4).
Родословная Снорри Годи и его жен известна настолько хорошо, что дает редкую возможность точно установить критерии выбора личных имен в большой исландской семье X–XI вв. Эту информацию читатель может найти в примечаниях к тексту.
1 Ср. Jakob Benediktsson. Formáli // Íslenzk Fornrit. Bd. I. íslendingabók. Landnámábók / Jakob Benediktsson gáf út. Reykjavík, 1986. Bls. XIV.
2 Ср. Успенский Ф. Б. Язык родословных в «Книге об Исландцах» Ари Мудрого // Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора М. И. Стеблин-Каменского. СПб., 2003. С. 482.
3 Halldór Hermannsson. Introduction // The Book of Icelanders by Ari Thorgilsson / Ed. and Transl. by Halldór Hermannsson. Ithaca, New York, 1930. (Islandica. Vol. XX). P. 41–42.
4 Известно, что Ари составил две редакции «Книги об Исландцах». Более ранняя, пространная редакция до нашего времени не сохранилась, но она была хорошо известна Снорри Стурлусону. Ср. доводы в: Jakob Benediktsson. Op. cit. Bls. IX–X. Предполагается также, что Ари составил собственную версию исландских анналов. Ср. работу: Ólafia Einarsdóttir. Studier i kronologisk metode i tidlig islandsk historieskrivning. Lund, 1964.
5 Snorri Sturluson. Heimskringla / Bjarni Aðalbjarnarson gaf út // íslenzk Fornrit. Bd. XXVI. Reykjavík, 1941. Bls. 7.
6 Полужирным шрифтом здесь и ниже выделены имена тех детей, которые названы с нарушением порядка старшинства.
1 Прозвище Kausi (т. е. «Киса», «Котик») является детским. Тот факт, что такое прозвище носило двое сыновей Снорри Годи, доказывает, что кот рано стал домашним животным в Исландии. Первенец Снорри, Торд Киса Старший, родился ок. 984 г. Он жил в Долине Дувгуса на юге Мыса Снежной Горы; это говорит о том, что он рано отселился от отца. Торд упоминается в гл. LV «Саги о Людях с Песчаного Берега» в рассказе о событиях 1000–1001 гг. По-видимому, он умер вскоре после этого, и в его память назвали сына Снорри от служанки, Торда Кису Младшего. Не вполне ясно, почему Снорри назвал своего первенца именем «Торд». Не исключено, что он был назван в честь хёвдинга Торда Ревуна (ум. 965 г.). Другая возможность, связанная с обстоятельствами переименования самого Снорри Годи, обсуждается во вступительной статье к «Саге о Людях с Песчаного Берега».
2 Тородд, второй сын Снорри Годи, упоминается в «Круге Земном» и в «Саге о Греттире». «Сага о Людях с Песчаного Берега» называет его «вторым по знатности сыном Снорри». Во время битвы в Лебяжьем Фьорде в 997 г., где Тородд был ранен, ему было 12 лет, стало быть, он родился в 985 г. Тородд жил далеко от отца, в Нагорном Фьорде в Северной Четверти. Свое имя Тородд получил в честь Тородда сына Торбранда, названого брата Снорри.
3 Торстейн, третий сын Снорри, как и его брат Тородд, жил в Нагорном Фьорде. Это значит, что он рано отселился от отца, вероятно, к родственникам жены. Торстейн назван в гл. LXV саги «предком Асбирнингов и многих прочих родов». В «Генеалогиях», включенных в «Сагу о Стурлунгах», сообщается, что Асбьёрн сын Арнора был женат на Ингунн, дочери Торстейна сына Снорри. У Торстейна было прозвище «Трескожор», как сообщает «Сага о Людях с Песчаного Берега» в гл. 62. Он получил его в память о своем прадеде Торстейне Трескожоре, сыне Торольва.
4 О Гудлауге Монахе, четвертом сыне Снорри, рассказывается в «Саге о Битве на Пустоши». Он отказался ехать мстить за своего деда Стюра, уехал в Англию и стал монахом. Неясно, в честь кого Гудлауг получил свое имя.
5 Свадьба Снорри Годи и Асдис дочери Стюра Убийцы, согласно хронологии саги, датируется 983 г. О смерти Асдис и последующих женитьбах Снорри ни в одном из источников не говорится. Примечательно, что имена Стюра и его родни у детей Снорри Годи не отражаются.
6 Сигрид, старшая дочь Снорри Годи, получила свое имя в память о бабке по матери, Сигрид, жены Иллуги Рыжего. О последней см. «Прядь об Иллуги Рыжем», с. 141. Обе старшие дочери Снорри были выданы за знатных людей при жизни отца.
7 Унн дочь Снорри ок. 1019 г. была выдана замуж за Барди Убийцу сына Гудмунда, главного героя «Саги о Битве на Пустоши». Они развелись в Норвегии, и Унн вторично вышла замуж за Сигурда сына Торира Собаки с острова Бьяркэй. «Сага о Битве на Пустоши» называют данную дочь Снорри Годи Ауд: это вариант того же женского имени. Унн/Ауд, скорее всего, получила имя в честь знатной первопоселенки Ауд Многомудрой, прабабки Торы, бабки Снорри Годи.
8 Клепп — единственный сын Снорри, хутор которого не локализуется. Он был назван в честь деда матери, херсира Клеппа или Клюппа (Klyppr hersir). О последнем см. «Сагу о Торде Пугале». Согласно этой саге, херсир Клюпп убил конунга Сигурда сына Гуннхильд и был убит людьми последнего после 960 г. Затем братья Клюппа и его дочь бежали в Исландию.
9 Халльдора дочь Снорри в «Саге о Людях с Песчаного Берега» не упомянута: это единственное расхождение в списке детей Снорри между «Жизнью Снорри Годи» и сагой. Вместо Халльдоры в саге названа отсутствующая в «Жизни Снорри Годи» Торгерд, которая была выдана замуж за некого Торгейра с Пригорка Асов. Возможно, однако, что Торгерд стоит отождествлять не с Халльдорой, а с Торхильд, внебрачной дочерью Снорри.
10 Тордис дочь Снорри, его девятый ребенок, упоминается в «Саге о Людях из Лососьей Долины». Она была выдана замуж за Болли сына Болли. В «Саге о Людях с Песчаного Берега» потомки Тордис и Болли названы Людьми с Крутояра: это может означать, что в какой-то период сама Тордис или ее дети занимали хутор Крутояр в Городищенском Фьорде. Свое имя Тордис получила в память о Тордис дочери Кислого, матери Снорри.
11 Гудрун дочь Снорри, его десятый ребенок, была выдана замуж после смерти своего отца, согласно саге, уже после своей младшей сестры Халльберы. Мужем её был некто Кольфид из Солнечных Палат: это место локализуется в Восточной Исландии. Гудрун была названа в честь Гудрун дочери Освивра, союзницы Снорри, с которой Снорри поменялся хуторами в 1008 г.
12 Халльдор сын Снорри, одиннадцатый ребенок Снорри, — самый знаменитый («знатный», по выражению «Саги о Людях с Песчаного Берега») из его сыновей. Халльдору посвящены две пряди. Его потомство упомянуто в «Генеалогиях». Свое имя Халльдор, вероятно, получил в честь Халльдора сына Олава Павлина, соседа Снорри по второму хутору.
13 Мани, двенадцатый ребенок Снорри, жил на хуторе Овечья Гора, где впоследствии в XIII в. проживал вождь Стурлунгов, Стурла сын Сигхвата. Сын Мани, Мана-Льот, назван в гл. LXV «Саги о Людях с Песчаного Берега» «самым большим человеком из внуков Снорри». По-видимому, имеется в виду социальное положение, а не физическая сила. Мана-Льот упоминается также в «Саге о Стурлунгах».
14 Эйольв, тринадцатый ребенок Снорри, жил на Дворе Ламби в Городищенском Фьорде, т. е. за пределами округи, которую контролировал его отец. Имя «Эйольв» он получил в честь деда матери, Эйольва с Поперечной Реки.
15 Тора дочь Снорри, его четырнадцатый ребенок, была замужем за Берси сына Халльдора, бонда из Долин. Второй муж Торы, некто Торгрим Паленый, несколько раз упоминается в составе генеалогий. Тора была названа в честь Торы дочери Олава, бабки Снорри.
16 Халльбера дочь Снорри, его пятнадцатый ребенок, по утверждению саги, была выдана замуж за Торда сына Стурлы сына Тьодрека еще при жизни Снорри, т. е. до 1031 г. Вероятно, это ошибка: к этому времени Халльбере было около десяти лет. Следующая по старшинству дочь Снорри, Турид (род. 1024 г.) была выдана замуж уже после смерти отца. Потомство Халльберы упоминается в составе генеалогий.
17 Турид, шестнадцатый ребенок Снорри, (1024–1112 гг.) была информантом Ари Мудрого. Ее мужем был Кьяллеклинг, Гудлауг сын Стейнтора. Судя по всему, Турид жила на вотчине Кьяллеклингов, хуторе Песчаный Берег. Свое имя Турид, скорее всего, получила в честь Турид дочери Бёрка, единоутробной сестры Снорри Годи.
18 Торлейв, семнадцатый ребенок Снорри, проживал на Побережье Средней Горы в Лощинном Фьорде. Сага называет его предком Баллэрингов, т. е. Людей с Чресельной Реки. Торлейв сын Снорри получил свое имя в честь Торлейва Кимби, старшего из названых братьев Снорри Годи.
19 Алов, восемнадцатый ребенок Снорри, была выдана замуж за знатного человека из Стремянного Фьорда, Йорунда сына Торфинна. Их потомство упоминается в генеалогиях Стурлунгов.
20 Снорри сын Снорри получил имя отца потому, что родился уже после его смерти в 1031 г. Сага говорит, что Снорри Младший удержал хутор в Междуречье Обильной Долины.
21 Халльфрид, третья жена Снорри Годи, была дочерью богатого бонда, Эйнара с Поперечной Реки, брата хёвдинга Гудмунда Могучего. Ее отец и дядя упоминаются почти во всех родовых сагах. Примечательно, что никого из детей Снорри не назвали ни Эйнаром, ни Гудмундом.
22 Торд Киса Младший, внебрачный сын Снорри, упоминается в «Саге о Битве на Пустоши». Он ездил вместе с отцом в Городищенский Фьорд в 1008 г.
23 См. выше примеч. 9 о возможном отождествлении Торхильд, внебрачной дочери Снорри, с той дочерью, которая в «Саге о Людях с Песчаного Берега» названа Торгерд.
24 Гисли сын Кислого, дядя Снорри по матери, был убит в 978 г.
25 В рукописи ошибка. Правильное чтение: «двадцать лет». См. вступительную статью.
26 Ари Мудрый приводит полную форму имени убийцы Стюра. Рассказчик «Саги о Битве на Пустоши» называет то же лицо Гестом сыном Торхалли, употребляя уменьшительные формы.
27 Убийство Стюра случилось в 1007 г.
28 В рукописи ошибка. Правильное чтение: «двадцать три года». См. вступительную статью.
29 Конунг Олав Святой погиб в 1030 г. Таким образом, дата смерти Снорри — 1031 г.
30 Эта генеалогическая связь объясняется вторым замужеством Унн дочери Снорри. См. выше примеч. 7.
31 Родство Снорри с Жителями Гати на Фарерских островах проверить трудно, так как родословная последних известна плохо. Скорее всего, Ари связывал Жителей Гати с Олов, дочерью Торстейна Рыжего, прапрадеда Снорри по матери. Согласно «Саге о Людях из Лососьей Долины», Олов была выдана замуж на Фарерских островах, «и от нее пошел знатнейший род в этой стране, который называют Жителями Гати».
Перевод: Циммерлинг А. В., Агишев С. Ю.
Источник: Исландские саги / Циммерлинг А. В., Агишев С. Ю. — М., 2004. — Т. 2.
OCR: Дарья Глебова.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Похожие темы
» О Халльдоре, сыне Снорри
» На спокойную жизнь
» Как продлить жизнь на 10 лет и более
» ЗАКЛИНАНИЕ НА СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ
» На хорошую семейную жизнь
» На спокойную жизнь
» Как продлить жизнь на 10 лет и более
» ЗАКЛИНАНИЕ НА СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ
» На хорошую семейную жизнь
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Скандинавская магия
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения