Окрыленные лики богов на фасадах С.Петербурга. Р.Вагнер 1
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Скандинавская магия
Страница 1 из 1
Окрыленные лики богов на фасадах С.Петербурга. Р.Вагнер 1
Окрыленные лики богов на фасадах Санкт-Петербурга. Рихард Вагнер, Вотан (Один), валькирии, Нибелунги.
Но, как уже говорилось, Гермес - это бог перехода, трансформации. Не зря в Средневековье он, под римским именем Меркурия связывался со ртутью, которой отводилась исключительно важная роль в алхимических превращениях. И вот, постепенно облик Гермеса на городских фасадах начинает как бы “мутировать”, сквозь него проступают чужие черты. Шлем вырастает, становясь остроконечным, крылья на нем увеличиваются в размерах. Сам образ греческого бога расщепляется на два типа: бородатого мужа со свисающими книзу усами, и женщины с выбивающимися из-под шлема локонами волос. И хотя рядом с ними встречается еще иногда кадуцей, но ясно, что здесь изображен уже не Гермес. Кто же тогда?
Надо сказать, что провести атрибуцию интересующих меня персонажй возможно было лишь гипотетически. В рассматриваемый период (в отличии от эпохи классицизма), выполнение декоративной скульптуры переходит в руки безвестных мастеров. Кроме того, сам размах тогдашнего строительства и в то же время, негативное к нему отношение, долгое время державшееся у нас, создают большие трудности с источниками. Сведения по конкретным домам носят единичный характер и не затрагивают обычно скульптурное убранство. В определении имен архитекторов, времени постройки и назначении зданий большую помощь оказывает справочник “Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины 19 - начала 20 века.”, под общей редакцией Б. М. Кирикова (Спб.: “Пилигрим”, 1986 г.), включающий перечень почти всех домов данного периода. Но определение сюжетов скульптурных изображений автору данной статьи пришлось проводить самому, привлекая различные сведения по мифологии, особенностям рассматриваемой эпохи, пристрастиям архитекторов и заказчиков.
Как уже говорилось, со второй половины 19 века в Европе происходит резкое усиление интереса к мифу, причем в основном неклассическому. Основоположником “неомифологизма” стал Рихард Вагнер. Он создал оперную тетралогию “Кольцо Нибелунга”, в основе которой лежит древнегерманская мифология в ее скандинавском варианте. Вагнер оказал мощное влияние на культурную жизнь Западной Европы. Благодаря его операм общество познакомилось с богами и героями германо-скандинавских легенд, которые композитору представлялись одетыми в шлемы с оперенными крыльями или рогами. (Правда, сейчас установлено, что воины-викинги такие шлемы не носили. Однако, они часто изображали своих богов с рогами или крыльями на голове и такие же шлемы использовали кельты и германцы в более древнюю эпоху).
Самым характерным представителем скандинавской мифологии является Один (герм. Вотан), верховный бог, носитель мудрости, связанной с тайным знанием и поэтическим пророческим даром. Он был также хозяином особого воинского рая - Вальгаллы. В мифах Один часто странствует между мирами, добывая магические предметы. Этот северный бог в значительной степени отождествляется с греческим Гермесом, отличаясь от последнего лишь обладанием верховной властью и военной функцией (тут сказалось своеобразие психологии древних германцев). Поэтому можно с большой долей уверенности предположить, что загадочные мужские лики, о которых говорилось выше, представляют изображения Одина. Разумеется, они в первую очередь появились в Германии, на родине великого композитора. Автор данной статьи сам видел аналогичные изображения в качестве наружного декора оперного театра в Нюрнберге.
Что же касается женских головок в крылатых шлемах, то здесь мы, очевидно, имеем дело с валькириями - воинственными девами, входившими в свиту Одина, даровавшими его волей победу в битве и доставлявшими павших героев в Вальгаллу. В эпосе они нередко становились возлюбленными и женами богатырей.
В России идеи Вагнера и его художественное творчество нашли живой отклик. В связи с этим интересно было бы сравнить появление ликов северных персонажей на фасадах Санкт-Петербурга со временем постановок опер немецкого композитора, прежде всего его “Кольца Нибелунга”, где нордические боги и герои показаны во всем своем великолепии.
Английская набережная 30. Так называемый особняк Мейера. Построен в 1730 г. В 1870-1872 гг. подвергнут перестройке академиком архитектуры К. К. Рахау совместно с Р. Б. Бернгардом. Тогда-то на фасаде и появились: картуши с женскими головками в крылатых шлемах (похожие на юношу Гермеса, но с вьющимися локонами), расположенные в пролетах между окнами, и две склоненные головы мужей с длинными раздвоенными бородами. Необходимо отметить, что данная реконструкция проводилась именно после того, как хозяином особняка стал Эдуард Мориц Мейер - генеральный консул Баварии, и в период мощного роста популярности Рихарда Вагнера, которого с этим немецким государством связывали особые отношения. Король Людвиг Второй был страстным почитателем творчества композитора, окружал себя картинами, изображающими сцены из его опер, носил театральные костюмы. В эти годы в Мюнхене ставились “Золото Рейна” и “Валькирия”. Позднее, в Баварском городе Байройте Вагнер построил свой знаменитый театр-святилище.
В свете изложенного, допустимо предположить, что консул Мейер, не без оглядки на вкусы своего монарха, украсил фасад особняка головами валькирий и, возможно, Одина (бородатые мужи). (Правда, верховный бог германцев и скандинавов не имел правого глаза, но сей прискорбный факт не годился для отображения на фасадах петербургских домов). В таком случае, это одни из самых ранних изображений персонажей нордических легенд в нашем городе (в которых не проявились еще их ярко выраженные черты).
Английская набережная 30.
Фотограф Омар Зверков.
Так называемый особняк Мейера. Построен в 1730 г. В 1870-1872 гг. подвергнут перестройке академиком архитектуры К. К. Рахау совместно с Р. Б. Бернгардом. Тогда-то на фасаде и появились: картуши с женскими головками в крылатых шлемах (похожие на юношу Гермеса, но с вьющимися локонами), расположенные в пролетах между окнами, и две склоненные головы мужей с длинными раздвоенными бородами. Необходимо отметить, что данная реконструкция проводилась именно после того, как хозяином особняка стал Эдуард Мориц Мейер - генеральный консул Баварии, и в период мощного роста популярности Рихарда Вагнера, которого с этим немецким государством связывали особые отношения. Король Людвиг Второй был страстным почитателем творчества композитора, окружал себя картинами, изображающими сцены из его опер, носил театральные костюмы. В эти годы в Мюнхене ставились “Золото Рейна” и “Валькирия”. Позднее, в Баварском городе Байройте Вагнер построил свой знаменитый театр-святилище.
Но, как уже говорилось, Гермес - это бог перехода, трансформации. Не зря в Средневековье он, под римским именем Меркурия связывался со ртутью, которой отводилась исключительно важная роль в алхимических превращениях. И вот, постепенно облик Гермеса на городских фасадах начинает как бы “мутировать”, сквозь него проступают чужие черты. Шлем вырастает, становясь остроконечным, крылья на нем увеличиваются в размерах. Сам образ греческого бога расщепляется на два типа: бородатого мужа со свисающими книзу усами, и женщины с выбивающимися из-под шлема локонами волос. И хотя рядом с ними встречается еще иногда кадуцей, но ясно, что здесь изображен уже не Гермес. Кто же тогда?
Надо сказать, что провести атрибуцию интересующих меня персонажй возможно было лишь гипотетически. В рассматриваемый период (в отличии от эпохи классицизма), выполнение декоративной скульптуры переходит в руки безвестных мастеров. Кроме того, сам размах тогдашнего строительства и в то же время, негативное к нему отношение, долгое время державшееся у нас, создают большие трудности с источниками. Сведения по конкретным домам носят единичный характер и не затрагивают обычно скульптурное убранство. В определении имен архитекторов, времени постройки и назначении зданий большую помощь оказывает справочник “Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины 19 - начала 20 века.”, под общей редакцией Б. М. Кирикова (Спб.: “Пилигрим”, 1986 г.), включающий перечень почти всех домов данного периода. Но определение сюжетов скульптурных изображений автору данной статьи пришлось проводить самому, привлекая различные сведения по мифологии, особенностям рассматриваемой эпохи, пристрастиям архитекторов и заказчиков.
Как уже говорилось, со второй половины 19 века в Европе происходит резкое усиление интереса к мифу, причем в основном неклассическому. Основоположником “неомифологизма” стал Рихард Вагнер. Он создал оперную тетралогию “Кольцо Нибелунга”, в основе которой лежит древнегерманская мифология в ее скандинавском варианте. Вагнер оказал мощное влияние на культурную жизнь Западной Европы. Благодаря его операм общество познакомилось с богами и героями германо-скандинавских легенд, которые композитору представлялись одетыми в шлемы с оперенными крыльями или рогами. (Правда, сейчас установлено, что воины-викинги такие шлемы не носили. Однако, они часто изображали своих богов с рогами или крыльями на голове и такие же шлемы использовали кельты и германцы в более древнюю эпоху).
Самым характерным представителем скандинавской мифологии является Один (герм. Вотан), верховный бог, носитель мудрости, связанной с тайным знанием и поэтическим пророческим даром. Он был также хозяином особого воинского рая - Вальгаллы. В мифах Один часто странствует между мирами, добывая магические предметы. Этот северный бог в значительной степени отождествляется с греческим Гермесом, отличаясь от последнего лишь обладанием верховной властью и военной функцией (тут сказалось своеобразие психологии древних германцев). Поэтому можно с большой долей уверенности предположить, что загадочные мужские лики, о которых говорилось выше, представляют изображения Одина. Разумеется, они в первую очередь появились в Германии, на родине великого композитора. Автор данной статьи сам видел аналогичные изображения в качестве наружного декора оперного театра в Нюрнберге.
Что же касается женских головок в крылатых шлемах, то здесь мы, очевидно, имеем дело с валькириями - воинственными девами, входившими в свиту Одина, даровавшими его волей победу в битве и доставлявшими павших героев в Вальгаллу. В эпосе они нередко становились возлюбленными и женами богатырей.
В России идеи Вагнера и его художественное творчество нашли живой отклик. В связи с этим интересно было бы сравнить появление ликов северных персонажей на фасадах Санкт-Петербурга со временем постановок опер немецкого композитора, прежде всего его “Кольца Нибелунга”, где нордические боги и герои показаны во всем своем великолепии.
Английская набережная 30. Так называемый особняк Мейера. Построен в 1730 г. В 1870-1872 гг. подвергнут перестройке академиком архитектуры К. К. Рахау совместно с Р. Б. Бернгардом. Тогда-то на фасаде и появились: картуши с женскими головками в крылатых шлемах (похожие на юношу Гермеса, но с вьющимися локонами), расположенные в пролетах между окнами, и две склоненные головы мужей с длинными раздвоенными бородами. Необходимо отметить, что данная реконструкция проводилась именно после того, как хозяином особняка стал Эдуард Мориц Мейер - генеральный консул Баварии, и в период мощного роста популярности Рихарда Вагнера, которого с этим немецким государством связывали особые отношения. Король Людвиг Второй был страстным почитателем творчества композитора, окружал себя картинами, изображающими сцены из его опер, носил театральные костюмы. В эти годы в Мюнхене ставились “Золото Рейна” и “Валькирия”. Позднее, в Баварском городе Байройте Вагнер построил свой знаменитый театр-святилище.
В свете изложенного, допустимо предположить, что консул Мейер, не без оглядки на вкусы своего монарха, украсил фасад особняка головами валькирий и, возможно, Одина (бородатые мужи). (Правда, верховный бог германцев и скандинавов не имел правого глаза, но сей прискорбный факт не годился для отображения на фасадах петербургских домов). В таком случае, это одни из самых ранних изображений персонажей нордических легенд в нашем городе (в которых не проявились еще их ярко выраженные черты).
Английская набережная 30.
Фотограф Омар Зверков.
Так называемый особняк Мейера. Построен в 1730 г. В 1870-1872 гг. подвергнут перестройке академиком архитектуры К. К. Рахау совместно с Р. Б. Бернгардом. Тогда-то на фасаде и появились: картуши с женскими головками в крылатых шлемах (похожие на юношу Гермеса, но с вьющимися локонами), расположенные в пролетах между окнами, и две склоненные головы мужей с длинными раздвоенными бородами. Необходимо отметить, что данная реконструкция проводилась именно после того, как хозяином особняка стал Эдуард Мориц Мейер - генеральный консул Баварии, и в период мощного роста популярности Рихарда Вагнера, которого с этим немецким государством связывали особые отношения. Король Людвиг Второй был страстным почитателем творчества композитора, окружал себя картинами, изображающими сцены из его опер, носил театральные костюмы. В эти годы в Мюнхене ставились “Золото Рейна” и “Валькирия”. Позднее, в Баварском городе Байройте Вагнер построил свой знаменитый театр-святилище.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Похожие темы
» Окрыленные лики богов на фасадах С.Петербурга. Р.Вагнер 2
» “Один и Гермес на фасадах Санкт-Петербурга"
» Рихард Вагнер и "Кольцо Нибелунга"
» Про Богов
» Дары богов
» “Один и Гермес на фасадах Санкт-Петербурга"
» Рихард Вагнер и "Кольцо Нибелунга"
» Про Богов
» Дары богов
Форум Практической Магии и Колдовства :: Магия национальных и культурных направлений :: Скандинавская магия
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения