Самолечение простого народа по травникам
Страница 1 из 1
Самолечение простого народа по травникам
Самолечение простого народа по травникам
// Олонецкие губернские ведомости. 1884.
№ 40. С. 385 ‑ 386; № 41. С. 395 ‑ 396; № 42. С. 405 ‑ 406; № 43. С. 414 ‑ 415; № 44. С. 423 ‑ 424; № 45. С. 430 ‑ 431; № 46. С. 441 ‑ 442.
// Олонецкие губернские ведомости. 1884.
№ 40. С. 385 ‑ 386; № 41. С. 395 ‑ 396; № 42. С. 405 ‑ 406; № 43. С. 414 ‑ 415; № 44. С. 423 ‑ 424; № 45. С. 430 ‑ 431; № 46. С. 441 ‑ 442.
Самолечение простого народа по травникам
// Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 40. С. 385 — 386.
С. 385 |
Самолеченіе простаго народа по травникамъ.
Первый на Руси лекарь съ научнымъ образованіемъ, какъ извѣстно, явился въ XV вѣкѣ. Какъ же лечился простой народъ до XV в. и съ XV в. до сихъ поръ, да и теперь какъ онъ лечится, избѣгая помощи земскихъ врачей и фельдшеровъ? Домашними средствами, скажутъ на это. Но тѣми ли домашними средствами, какія обыкновенно мы разумѣемъ подъ ними. Со всѣмъ нѣтъ, а лечится народъ травами и заговорами: лечатъ его знахари и колдуны. Причины такого явленія, конечно, извѣстны каждому. Прежде всего — продолжительное невѣжество, доставшееся по наслѣдству и теперешнему поколѣнію, и невозможность для простаго народа выхода изъ этого положенія собственными средствами; затѣмъ незнакомство его съ нынѣшнимъ способомъ леченія, а также и сохраняющаяся въ народѣ вѣра въ знахарей и колдуновъ, упорствующая противъ довѣрія современнымъ докторамъ и фельдшерамъ. Народъ создалъ свою медицину и самымъ простымъ способомъ. Появлялась какая-либо болѣзнь; естественно нужно было освободиться какъ-нибудь отъ незванной гостьи. И вотъ онъ пробовалъ лечить ее травами, подобно тому какъ и теперь доктора пробируютъ извѣстную болѣзнь. Лечилъ одной травкой, не помогаетъ, другой — тоже. Но иногда и имѣлъ успѣхъ: трава дѣйствовала, и онъ запоминалъ ея свойство. Такимъ образомъ, испробовалъ въ различныхъ болѣзняхъ многія травы и узнавши ихъ свойства, онъ составилъ цѣлыя коллекціи — полные гербаріи лечебныхъ травъ. Знаніе въ леченіи передавалось другъ другу и, чтобы не забыть, стали записывать; и такъ-то составились «травники» и появился рядъ знахарей и колдуновъ. Благодаря написаннымъ травникамъ, обладатели ими пользовались сильною вѣрою своихъ паціентовъ. А дѣйствительно ли травы, описываемыя въ травникѣ, имѣютъ приписываемую имъ силу? И употребляются ли онѣ теперь въ микстурахъ, составляемыхъ въ аптекахъ?
Въ видахъ ознакомленія съ леченіемъ простаго народа по травникамъ, настоящая статья посвящается изложенію пріобрѣтенной мною рукописи, подъ названіемъ: «Дознаніе желающимъ о травахъ, цѣлящихъ болѣзни». Рукопись эта въ четверку, писана полу-уставомъ,
С. 386 |
заключаетъ въ себѣ 38 листовъ и 146 описаній травъ. Переписывалъ ее въ 1767 г. Петровскихъ заводовъ государственный крестьянинъ Илья Ивановъ. Она содержитъ въ себѣ описаніе травъ, съ указаніемъ мѣстонахожденія и лечебныхъ ихъ свойствъ. Приписываемыя нѣкоторымъ травамъ свойства слишкомъ курьезны, не говоря уже о невозможности дѣйствія, отнесенной имъ силы. Порча людей, колдуны и привораживаніе стоятъ на первомъ планѣ. Средство освобожденія и отъ порчи колдуновъ народъ отыскалъ въ травахъ. Имѣющій разрывъ-траву достигаетъ всего: его не удержатъ никакіе замки. Обладающій какими-нибудь другими травами узнаетъ мысли людей, получитъ оправданіе на судѣ, избавится отъ пьянства и запоя, а если онъ торговый человѣкъ, то получитъ большую выгоду отъ торговли. Можно бы провести полную параллель суевѣрій и предразсудковъ настоящаго времени съ тѣми, которые представляютъ въ рукописи, если бы позволяли знаніе и силы. Но и означенная рукопись уясняетъ много понятій, убѣжденій и вѣрованій, таковыя до сихъ поръ держатся въ народѣ. Это новая область этнографіи, въ изученіе которой слѣдуетъ вникнуть. Матеріала для этого достаточно. Кромѣ историческихъ памятниковъ по вопросу, живой матеріалъ представляютъ практикующіе нынѣ въ деревняхъ леченіе травами. Они имѣютъ и хранятъ у себя полныя коллекціи лечебныхъ травъ. Собраніе гербарія такихъ травъ могло бы составить новый отдѣлъ въ музеумѣ мѣстнаго статистическаго комитета.
Обратимся къ самой рукописи.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Re: Самолечение простого народа по травникам
Способъ приготовленія травъ по травнику и употребленіе ихъ.
Собранныя травы прежде употребленія ихъ варились въ винѣ, уксусѣ, въ молокѣ, меду, кислыхъ щахъ, въ сѣмянномъ питьѣ и въ водѣ и принимались на тощее сердце, прикладывались на больные члены, завязывались въ тряпки и носились при себѣ, привязанныя ко кресту и подпоясанныя вѣнкомъ, зашивались въ подушки, держались въ домахъ и дворахъ, или полагались домашнимъ животнымъ въ шерсть, прилѣпляемыя посредствомъ воска.
Время собиранія и обрядъ, копанія травъ.
Безъ травы Плакунъ совѣтуется не рвать никакой травы, а то пользы не будетъ, и рвать травы — съ заговорами и словами. Малину и Пострѣлъ-траву копать на Ивановъ-день, очертя ихъ серебромъ или золотомъ, и рвать сквозь златую или сребрянную гривну или нитку. Траву Адамову-главу рвать также въ Ивановъ-день купальницы, послѣ заутрени предъ обѣдней, съ крестомъ Господнимъ и съ молитвою «Отче нашъ» и принести ту траву въ домъ съ молитвою и отнести въ церковь на престолъ на 40 дней, гдѣ повседневная литургія совершается. Архитриклинъ-траву рвать 9 апрѣля, а траву Папахтъ брать въ день св. мученицы Агрипины, іюня 23 дня, обложивши послѣднюю ста серебрянными копѣйками. Траву Молчанъ, вырвавъ, обнести кругомъ себя съ приговоромъ.
Описаніе травъ ([url=#_ftn1]*[/url]).
I. Травы отъ колдуна, бѣсовскаго навожденія и нечистаго духа.
1. Трава Могойтъ. Ростомъ въ локоть, видомъ синя, по сторонамъ по четыре листка, на верху по четыре цвѣта: черненъ, багровъ, зеленъ, синь. Кто носитъ при себѣ, тотъ человѣкъ не боится дьявола[url=#_edn1][i][/url] и колдуна; на судъ пойдешь, одолѣешь сопротивника своего, и всякъ его любитъ. Которая жена дѣтей неродитъ, той съ корнемъ дать пить въ козьемъ молокѣ, то дѣти пойдутъ.
2. Трава Вуквица. Кто ея во храминѣ держитъ и носитъ при себѣ, того человѣка никакое колдовство не возьметъ; а кто дѣтищемъ страждетъ, да пьетъ часто въ питіи какомъ-либо ту траву, тако освободится.
3. Трава Бѣльзевецъ. Ростетъ она въ водѣ, цвѣтъ на ней синь. Аще кто сію траву найдетъ, великую собѣ благодать получитъ. А рвать ея не просто. Добра сія трава; кто при себѣ носитъ: никакихъ бѣдъ, ни діавола и напастей не боится. Аще кто на него станетъ зло мыслитъ, все увѣдаетъ. Отъ того корня никакой замокъ не устоитъ.
4. Трава Архитриклинъ. Ростомъ въ локоть, видомъ синь, на сторонахъ по девять листовъ, а вверху четыре цвѣта: чермевъ, багровъ, бѣлъ, синь. И та трава вельми добра. Кто ее рветъ на Ивановъ день купалы сквозь златую или серебряную гривну и носить на себѣ, тотъ не боится еретика и діавола; и кто на тебя зло мыслитъ, не боится ни во дни, ни въ нощи; на судъ пойдетъ, сопротивника потяжетъ, и люди любить тя станутъ. А корень той травы утопить съ козлинымъ молокомъ, дай женѣ, коя не носитъ дѣтей, то станетъ носить.
5. Трава Адамова-глава. Ростетъ кустиками, волотей по десяти и больше по ней, листка по три и по пяти, и по шести, и по девяти, и по десяти, и по двѣнадцати вмѣстѣ, а вышиною въ пядень и въ локоть; цвѣтъ на ней бѣлъ, или рудожелтъ, багръ или синь; а какъ отцвѣтетъ, кувшинцы — всякимъ видомъ и цвѣтомъ. Кто цвѣтъ носитъ на себѣ съ воскомъ въ чистотѣ, того человѣка всякіе люди станутъ любить и покоряться ему и зла на него въ очи и по за очи мыслить не будутъ. А корень у ней бѣлъ, яко бы волосья. И брать въ Ивановъ день купальницы послѣ заутрени предъ обѣдней, со крестомъ Господнимъ и молитвою «Отче нашъ», сквозь златую или серебряную гривну, и принести ту траву въ домъ съ молитвою и отнести въ церковь на престолъ на 40 денъ, гдѣ повседневная литургія совершается. Кто тую траву носитъ при себѣ, тотъ узритъ своего супостата, и еретика, и діавола.
6. Трава Архалимъ или Хралинъ. Ростетъ кустиками по пяти и по шести и по девяти вмѣстѣ, вышиною въ пядень и въ локоть, видомъ синя, а ростетъ при большихъ рѣкахъ и при болотникахъ. И та трава вельми добра, кто ее рветъ на Ивановъ день Купалы. Кто ту траву носитъ при себѣ, и тотъ человѣкъ не боится ни діавола ни въ день, ни въ нощь, никакого злаго человѣка, ни еретика. И въ путь ити съ нею добро отъ враговъ.
7. Трава Папоротникъ. Ростетъ на востокъ лицемъ. Брать ее о купальницѣ съ корнемъ, а копая ея, положить серебра съ четырехъ сторонъ и, вынимая, говорить: «Господи, благослови меня, Отче, сію траву взять, иже въ себѣ, не имѣетъ сердца, тако бы не имѣли сердца на меня раба Божія недруги мои и супостаты и вси человѣцы; и какъ люди радостны бываютъ и убиваются о сребрѣ, такъ бы радостны были о мнѣ сильніи и вси человѣцы». Кто ее носитъ при себѣ, никоторой человѣкъ на него сердитъ не бываетъ. Хотя и не другъ, то за не мыслитъ.
8. Трава Молчанъ. Ростетъ по перегородамъ и по межамъ, во ржи и въ житѣ, ростомъ въ колѣно, а стволица тонкая, цвѣтъ синь — то женка, а другой бѣлъ — то мужичекъ; а сверху той травы, что косточка, какъ человѣчій бѣлокъ (съ полунокотка отъ лобка, того груди и борода), а стоитъ наклоняся. А ту траву рвать съ приговоромъ сквозь сребренную нитку, а вырвать ту траву и обнести вкругъ себя трижды и носить при себѣ, то никто противъ тебя говорить не станетъ и зла думать не будетъ.
9. Трава Муратъ-царь. Ростетъ на пашняхъ, собою не высока, ростомъ въ стрѣлу и выше, по ней по всей шипы, что иглы, ни дастъ голою рукою взяти себя. Угодна держать въ домахъ и хоромы на ней ставить; понеже тоя хоромины нечистый духъ отнюдь не коснется человѣкомъ и скоту. Отъ черной болѣзни добра. Аще когда скорбь, то взять тоя травы съ корнемъ и бить того человѣка не жалѣя, хотя исколешь, поможетъ.
10. Трава Солнечникъ. Ростетъ при моряхъ и при великихъ рѣкахъ и при болотникахъ, ростомъ въ локоть, цвѣтъ на ней разный; копать ея не просто и носить при себѣ, то духъ нечистый не прикоснется и тотъ человѣкъ не убоится враговъ и супостатовъ. А кто на себѣ носитъ, тотъ силенъ вельми и храбръ, и воинъ и полководецъ, и страсть всѣмъ земнымъ врагамъ и побѣда.
11. Трава Плакунъ. Ростетъ по лугамъ и возлѣ рѣкъ, на древахъ и возлѣ болотъ; а стволъ вышиною въ аршинъ и больше и меньше; а ростетъ о пяти и о четырехъ, о трехъ и о двухъ и объ одной стволинѣ, а цвѣтъ на ней красно-вишневъ, а по стволу на четверти аршина отрасли имѣетъ малы, а корень у ней вельми крѣпокъ. И тотъ корень добръ отъ всякого ухищренія бѣсовскаго: бѣгаютъ отъ него бѣсове. У кого скотъ вертится и не стоитъ — давай скоту. Корень добръ, кто боленъ черною немочью. Сдѣлай изъ него крестъ и носи при себѣ.
С. 396 |
А безъ него никакихъ травъ не рви, хотя и вырвешь, а пользы не будетъ.
12. Трава Кавыка. Ростомъ въ человѣка, а по ней, что иглы; цвѣтъ мохнатъ и синь; ростетъ по пахотнымъ мѣстамъ и по межамъ. Добра во всякой храминѣ держать и въ ясли класть, гдѣ скотъ имѣется, тутъ нечистый духъ не можетъ быть. А которая скотина вертится, положи корень съ воскомъ въ шерсть, и отъидетъ нечистый духъ.
[url=#_ftnref1]([/url]*) Здѣсь излагается описаніе травъ въ такомъ порядкѣ, къ какой только можно было подвести ихъ. Въ травникѣ же онѣ записаны, какъ попало.
[url=#_ednref1][i][/url] Исправленная опечатка. Было: «дъявола», исправлено на: «дьявола» — ред.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Re: Самолечение простого народа по травникам
I. Травы отъ порчи.
1. Трава Малина. Ростетъ по лугамъ и по низкимъ мѣстамъ, стволъ вышиною въ полъаршина, а цвѣтъ на верху аки шапочка и видомъ красновишневъ, и темновишневъ, и бѣлъ, а листъ ея не великъ, въ серебрянную копѣйку, и ростетъ по три листочка вмѣстѣ. А потомъ ея познати, что часто на нее пчелы и шмели садятся. Корень ея кудрявъ, тонокъ. А копать ее на Ивановъ-день, очертя серебромъ или золотомъ. Аще у кого лихая порча, то взять тоя травы и съ корнемъ и истолочь мелко, примѣшать ладана рослаго, и все истерти и давать пить тому человѣку: поможетъ; а пить по чарки по утру и по вечеру по три дня, и ту порчу изнутри выгонитъ. На кого обморокъ находитъ, тое-жъ траву вари въ уксусѣ три дни и три нощи, да и какъ трои сутки пройдутъ, то простуди и пей по утру на тощее сердце, а достальнымъ мочи голову и завяжи платкомъ и держи три дни и три ночи, а на четвертый день отними. А буде въ шесть дней откинется, то опять чинить какъ выше писано, и тако тоя болѣзни избудешь. А сіе лекарство испытано. Аще моровое повѣтріе или моровая болячка или пострѣлъ на человѣкѣ или на скотинѣ, и тоя травы взять съ корнемъ, да еще Палашнику и смѣшать съ тою травою и смѣшать съ дегтемъ и мазать моровыя болячки, — и онѣ скоро отъ того проваливаются; или хотя по всему тѣлу мазать вельми хорошо; и какъ въ то время вскочитъ пузырь видомъ чернъ, и пострѣлъ станетъ вельми сворбѣть, то отнюдь его не чесать и не прочикать. И взять того сѣмени, какъ выше писано, и тотъ пострѣлъ помазать; аще отъ единой мази не провалится, то мажь раза три и станетъ ѣсть; тогда надобно терпѣть и ничѣмъ не трогать и увивать платкомъ на крѣпко. А у кого болитъ проходъ, такожде тоя травы взять; у кого кашель, мѣшать ее съ медомъ и пить и то кашель выгонитъ.
2. Трава Ангеликъ. Вышиною двухъ локтей, цвѣтъ бѣлъ-мелокъ. Та трава варена въ чемъ нибудь, всю внутреннюю укрѣпляетъ и силу подаетъ и всякую порчу и окормъ выгоняетъ.
3. Трава Золотуха. Ростетъ на борахъ раменскихъ, кустиками, ростомъ маленькая, въ пядень; на единомъ корнѣ бываетъ высотой по десяти и больше; сама какъ золотомъ перевита; отъ корня цвѣтъ-пыльца бѣлая. Добра отъ порчи пить въ меду; и давать пить еще, въ комъ діаволъ заградитъ, поможетъ. А давать ее съ разсужденіемъ золотниками.
4. Трава Девясилъ. Ростетъ на удобныхъ мѣстахъ. Вельми добра отъ порчи, утопя съ пострѣломъ, да съ рѣдькою хлѣбать, поможетъ. У кого удушье, то пей корень ея въ какомъ нибудь питіи, и пить, поможетъ. А вещей въ ней девять сильныхъ, къ лекарству потребныхъ, потому она и словется девясилъ.
5. Трава Петровъ-крестъ. Ростетъ при моряхъ
С. 406 |
и при рѣкахъ, собою въ локоть; цвѣтъ красноватъ, а корень какъ есть самой крестъ. Угоденъ порченымъ людямъ[url=#_edn1][i][/url]; пить въ какомъ нибудь питьѣ, поможетъ.
6. Трава Одоленъ. Ростетъ при большихъ рѣкахъ, при каменныхъ мѣстахъ, на старинныхъ лугахъ; собою голуба, ростомъ въ локоть, цвѣтъ рудожелтъ, а листочки бѣлы. И та трава добра, коли лихіе люди испортятъ травами. Корень ея толки мелко; давать пить, въ уксусѣ утопивши, то скоро пронесетъ. Также корень ея добръ отъ зубовъ. А коровамъ въ шерсть влипать, то не станутъ расходиться и станутъ домой ходить. Или коего мужа жена не любитъ, истерши дай пить, — будетъ любить. А онажъ добра и конскому сидѣнію на запускъ; держать при себѣ или коню въ гриву положить. А цвѣтъ ея носятъ при себѣ съ воскомъ, и тотъ человѣкъ вездѣ честенъ будетъ[url=#_edn2][ii][/url] и супостата одолѣетъ. А брать ея скрось сребро или злато.
7. Трава Былей. Ростетъ на горахъ и на бору подъ дубомъ. Образъ ея человѣческой. У корени имѣетъ два лица: одинъ сухой, а другой сырой. И ты изотри и дай больному пить и разрѣшитъ отъ порчи и отъ всякаго зла.
8. Трава Бронецъ. Ростетъ на каменныхъ и брусничныхъ мѣстахъ, по горамъ, при ключахъ и елочкахъ зелененькихъ; листки узеньки, что векшей кокоть; а сверху колѣнцами, и колѣнецъ по семи на маточкѣ. Утопя въ уксусѣ горазно, запечатай преснымъ тѣстомъ на сутки въ горшочкѣ, и то давать пить тѣмъ, кои испорчены на смерть. Большому человѣку давать два золотника, среднему одинъ золотникъ, а малому полъ-золотника.
9. Трава Лазорь. Ростетъ при березникахъ, ростомъ въ локоть, цвѣтъ у нея багровъ и два корня: одинъ бѣлъ и едренъ, а другой черенъ и мякокъ. Добра та трава, всякую порчу вонъ выводитъ. А бѣлой корень отъ всякія болѣзни пригоденъ: топя въ молокѣ или въ меду, пить, здрава творитъ.
10. Трава Ревилка. По зарямъ стонетъ и ревитъ по вечернимъ и по утреннимъ. И та трава давать порченнымъ людямъ; и онъ станетъ говорить и вопить, именно скажетъ, кто его испортилъ. А кому положить въ головы и онъ все скажетъ, что думаетъ на тебя. Также и женщинѣ положишь, и она все скажетъ, съ кѣмъ живетъ. А ростетъ та трава въ водѣ или близъ воды, ростомъ въ локоть, листомъ красновата, цвѣтъ малиновъ или гнидоватъ; мала собою; а при огнѣ не сгоритъ, а кинь на воду, и она пойдетъ противъ воды. Добро человѣку плавать съ нею, а корень во рту держать, и тотъ человѣкъ легокъ на водѣ.
11. Трава Цереконъ. Ростетъ при рѣкахъ и при болотахъ и на чистыхъ мѣстахъ, цвѣтомъ красноватъ; а какъ отцвѣтетъ — сѣмячко сверху; а корень красенъ, курчеватъ. И та трава вельми добра испить порченымъ людямъ. А кто ея при себѣ носитъ и пойдетъ къ кому, честь узритъ отъ всѣхъ людей. А рвать ее съ приговоромъ.
12. Трава Пострелъ боровой и полевой. Ростетъ на бору; ростомъ въ локоть или въ пядень, цвѣтъ синь, раскидывается какъ макъ. И ту траву рвать апрѣля 9 дня. Угодна она отъ порчи и болѣзни смертной. Сложить съ лѣсовымъ пострѣломъ вмѣстѣ, занеже они слывутъ братья, другъ безъ друга не хощутъ врачевати. Да она жъ добра, у кого голосу нѣтъ; пить съ капустою и голосъ вельми будетъ ясенъ, что труба. Сію траву добро держать пѣвчимъ, а не простымъ людямъ. А кто на себѣ носитъ, не боится никакой пакости.
13. Трава Пострелъ лютикъ лѣсовой. Ростомъ въ стрѣлу и выше, цвѣтъ синь пѣтушками, а листъ щедроватъ. Добра та трава отъ всякаго нечистаго духа, и отъ порчи, и отъ всякой пакости. Когда восходится у человѣка какая болѣзнь, накопать да настоять въ молокѣ или въ меду, да гораздо нахлѣбаться не по однажды, поможетъ и здрава человѣка учинитъ. А отъ порчи никакія травы безъ нея не давать.
14. Трава Скопидонъ. Ростетъ при березникахъ и по борамъ; ростомъ какъ свѣча восковая, сверху крючкомъ. И та трава — добра отъ порчи.
15. Трава Кудрявая дигиль безъ сердеца. Ростетъ при рѣкахъ и при болотникахъ колѣнцами; цвѣтъ бѣлъ, а иной желтъ. Та трава носить при себѣ отъ еретика и отъ колдуна и отъ чародѣйства; на которой день человѣкъ ѣстъ или хлебаетъ, и того человѣка не можетъ кто испортить. Или кой человѣкъ пойдетъ въ миръ или на свадьбу, возьми съ собой той травы, и того человѣка не могутъ испортить. Да она-жъ добра запускамъ конскимъ. А кто ѣствы въ себѣ не держитъ и блюетъ, ѣшь дигиль на тощее сердце, перестанешь блевать, а буде на ѣду охоти нѣтъ, а ѣлъ бы да нехочется; ѣшь тотъ-же дигилъ, станешь ѣсть.
[url=#_ednref1][i][/url] Исправленная опечатка. Было: «людамъ», исправлено на: «людямъ» ‑ ред.
[url=#_ednref2][ii][/url] Исправленная опечатка. Было: «будеть», исправлено на: «будетъ» ‑ ред.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Re: Самолечение простого народа по травникам
III. Травы для привораживанія.
1. Трава Пересьяка. Листья велики по землѣ, а корень длиною въ пядень. Кто тотъ корень носитъ при себѣ, и того человѣка любитъ женка и дѣвка.
2. Трава Копусъ. Ростетъ по березнякамъ синя и пестра, листочки — что язычки; а корень ея на двое: единъ мужичекъ, а другой женочка. Когда мужъ жены не любитъ, и дай ему женочку съѣсть и будетъ любить, а ежели жена не любитъ мужа, дай ей мужичка съѣсть, будетъ любить. А корни: мужичекъ бѣлъ, а женочка черна.
3. Трава Визилъ. Ростетъ по мокрой землѣ, ростомъ въ пядень; корень, какъ огурецъ большой. Добра женихамъ и невѣстамъ: за котораго жениха невѣсты не даютъ, или отъ которой невѣсты женихъ прочь отбѣгаетъ, и той травы корень положить подъ порогъ или подъ воротню, то женихъ съ двора неможетъ отъ невѣсты отъѣхать. А буде женихъ пойдетъ — то и невѣсту возьметъ съ собою.
4. Трава Какуй. Ростетъ при березникахъ и въ лугахъ, листочки долгоньки, что язычки; цвѣтъ на ней багоръ съ бѣлостью; кореня у ней два: единъ бѣлъ, а другой чернъ. Буде мужъ жены не любитъ — дай мужу чернаго, а ежели жена мужа не любитъ — дай женѣ бѣлаго и станутъ другъ друга любить.
5. Трава Хорострецъ. Ростетъ на боровыхъ мѣстахъ, ростомъ въ пядень, а цвѣтъ бѣлъ. Корень красенъ. Ту траву аще дать женскому полу, то вельми станетъ любить.
6. Трава Напахтъ. Ростетъ по песчанымъ
С. 415 |
мѣстамъ безъ сердца; а сверху лапка на одну сторону, а листы что у рябины, а корень у ней что медвѣжій ноготь. А брать ее въ день св. мученицы Агрипины іюня 23 дня, сквозь сребрянную гривну, то-есть сто копѣекъ сребрянныхъ кругомъ ея оклади и бери. И носи тую траву при себѣ въ чистотѣ, то никто на тебя не думаетъ имѣть сердца; кто былъ гнѣвенъ, тотъ будетъ добръ, т. е. всякой человѣкъ будетъ тебя любить.
7. Трава Либистъ. Ростетъ при болотахъ, при великихъ рѣкахъ, при ражинскихъ мѣстахъ, ростомъ въ локоть, цвѣтъ рудожелтъ, середи цвѣту кисточки; корень что лодышка барановая; а добръ тотъ корень носить при себѣ: люди любить и покоряться предъ тобою станутъ и зла на тебя не мыслятъ. Цвѣтомъ ея добро умываться рябому, будетъ гладокъ.
8. Трава Хилитонія, по русски Ластовичья. Ростетъ по подгородьямъ, на песку, при рѣкѣ, — въ то время какъ ласки и орлы гнѣзда дѣлаютъ; цвѣту нѣтъ никакого, токмо единъ листъ багровъ. Сію траву кто носитъ при себѣ, побѣдитъ всѣхъ враговъ и всѣ припадки и всѣ вражды отвергаетъ. Аще та трава полагается на главѣ болящаго, и аще будетъ не къ смерти — воспоетъ свѣтлымъ гласомъ, аще ли нѣтъ — во смерть.
9. Трава Царскія Очи. Вельми добра, у кого очи болятъ: парь ею. Собою мала, ростомъ въ иглу и тонка; листочки красны, видомъ желта, цвѣтъ какъ золото кажется; ростетъ кустиками на болотѣ, гдѣ клюква родится. Коя жена мужа не любитъ, носи при себѣ и станетъ любить. На бой пойдешь, супостата одолѣешь. Кто хочетъ птицу ловить, носи при себѣ, много уловишь птицъ всякихъ. Въ пути съ нею добро идти или въ пиръ, честенъ будешь. Конскому сидѣльцу держать при себѣ и у того человѣка не будетъ никакая болѣзнь.
IV. О разрывъ-травѣ.
1. Трава Муравей, или Разрывъ. Ростетъ въ лугахъ добрыхъ, на ней четыре листа крестиками; а изъ земли сія трава не выростаетъ, но въ земли пребываетъ, видомъ яко бы брусничникъ. Аще на сію траву коса найдетъ, то вскорѣ переломится; а ежели лошадь скованная на нее найдетъ, тотчасъ раскуется. А сію траву едва мудрецъ найдетъ. Велику себѣ благодать получишь, когда вложишь въ руку и заростишь; и замокъ никакой не устоитъ. А въ кузницу кинешь, кузнецъ ковать перестанетъ. И петля человѣка не удавитъ, аще при себѣ ту траву держитъ.
2. Трава Прыгунъ-Скачекъ. Ростетъ на добрыхъ земляхъ боровыхъ, ростомъ въ пядень, цвѣтъ голубъ кувшинцами, корень какъ чесноковка. Угодна ко всему, а болѣе всего, гдѣ старая казна заговорная. И она все разрушитъ и взять поможетъ.
3. Трава Сава. Ростетъ на лѣсахъ и на большихъ степяхъ, ростомъ мала, листьемъ черна, цвѣтомъ синя. И на ту траву кто найдетъ, заблудится, а въ мельницу кинуть, все разрушитъ.
V. Травы, какъ средство узнать мысли другихъ людей.
1. Трава Водяной пупъ. Ростетъ въ водѣ, а конецъ верхній все противъ воды. А сорвать и кинуть на воду, и она противъ воды поплыветъ. Вельмы добра при себѣ носить, и ты всякаго и добраго и злаго познаешь и кто на тебя зло мыслитъ и все увѣдаешь. Корень ея зовется бѣсъ, да дѣломъ добръ.
2. Трава Реша. Ростетъ кустиками, маленька, по земли тянется. Ту траву ежели положишь женѣ спящей въ головѣ, и о чемъ станешь спрашивать, все тебѣ повѣдаетъ.
3. Трава Рисница, или Риска. Ростетъ кустиками, маленька, синенька, по земли тянется. Та трава добра къ тому, ежели женѣ въ головы положить, и она скажетъ, съ кѣмъ была или на тебя что мыслитъ. Также и прочихъ аще знаемыхъ искусить желаешь, тѣмъ же обычаемъ чинить, а не просто, то-есть, надобно лежать какъ можно.
VI. Травы, помогающія при просьбахъ и на судѣ.
1. Трава Попянца. Вьется около крапивы, красна собою, какъ глисты овились, листовъ на ней нѣтъ. У кого чего будешь просить, положи въ пазуху; а ежели у мужика — подъ полу правую, а у женска пола — подъ лѣвую пазуху.
2. Трава Змѣица. Ростетъ по ельнику и по земленишнику, собою тонка и мелка. Та трава добра, у кого чего станешь просить: у мужескаго пола, то положи подъ правую пазуху, а у женска, то подъ лѣвую. А гдѣ скоморохи играютъ, кинуть ее подъ ноги имъ, и они передерутся и гудки всѣ переломаютъ.
3. Трава Чарву. Ростетъ подъ ригою. Листъ угоденъ, аще кто пойдетъ въ судъ. Возьми ее въ правую руку, то безсумнѣнія правъ будешь въ суду.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Re: Самолечение простого народа по травникам
VII. Отъ запоя и пьянства.
1. Трава Ливанъ. Ростомъ въ стрѣлу, толста, мохната, и какъ выростетъ, багрова; корень красноватъ, цвѣтъ рудожелтъ, листъ зеленъ, похожъ на моложой девясилъ или на черную буквицу. Кто ее имѣетъ, то тотъ человѣкъ хмѣльнаго питія пить не станетъ.
2. Трава Ворохна. Ростетъ въ полугорѣ, ростомъ въ стрѣлу, собою мохната, мохъ бѣловатъ, и цвѣтъ такожъ мохнатъ и бѣловатъ. Пить ея въ квасу или въ винѣ по утру и тотъ человѣкъ не станетъ хмѣльнаго ничего пить, духу станетъ бѣгать.
3. Трава Пуколъ. Ростетъ промежъ жита и во пшеницѣ; во время сухмени, имѣетъ ядовитыя естества. Человѣку наводитъ пьянство и безъ ума доспѣваетъ, аще кто безразсужденія пріемлетъ.
VIII. Женщинамъ при рожденіи дѣтей и въ другихъ болѣзняхъ.
1. Трава Погибельна. Ростетъ она на бору, цвѣтъ лазуревъ; а ростетъ та трава въ мартѣ мѣсяцѣ, а отцвѣтетъ въ томъ же мѣсяцѣ. И та трава давать отъ грыжи; а коей женщинѣ дашь той травы, то дѣти не станетъ родить. А буде захошь дѣтей, ино дать той травы на другой годъ, марта въ 5 день женщинѣ и будутъ опять дѣти.
2. Трава Перевязка. Цвѣтъ на ней походитъ на маковый, а ростетъ кустиками по межамъ и по огородамъ; а какъ отцвѣтетъ, и станутъ вверху якобы иголки; дай женѣ пить въ винѣ или въ теплой водѣ, коя не можетъ младенца родить, — то скоро родитъ.
3. Трава Боронецкая. Ростетъ на камени, вышиною въ пядень, походитъ на брусничникъ, а духъ отъ нея, что отъ ладану рослаго. Окуривать ею роженицу въ банѣ и навязывай на крестъ, и она родитъ безъ болѣзни. И какъ родится младенецъ, ты ево окури тою травою и навяжи ему на шею, то не прикоснется ему падучая болѣзнь.
4. Трава Индивня. Собою гряновита, жестка, вѣтвія имѣетъ тверды, цвѣтъ желтъ; стебель имѣетъ единъ вышиною двухъ локтей. Та трава варена въ водѣ и принята брюхатами женами, и младенцу въ утробѣ силу подаетъ и матерь здравитъ.
5. Трава Андронъ. Едина мужеска, другая женска. Мужеска подобна листьямъ крапивнымъ, всякой стебель ея вышиною двухъ аршинъ, токмо листья въ тое травы потемнѣе, нежели крапивное. Женскаго жъ полу трава имѣетъ листье бѣло. Мужеска къ мужескимъ, а женска къ женскимъ недугамъ пристроитъ. Та трава пріята пользу творить женамъ брюхатымъ и силу подаетъ; отроку во чревѣ память и разумъ подаетъ.
6. Трава Дягиль Полевой. Ростетъ по горамъ и по сухимъ мѣстамъ, собою въ локоть или въ стрѣлу, на верху цвѣтъ и кисточки бѣловаты, духъ медвянъ, корень горекъ, какъ перецъ. У коей жены груди болятъ, утопи въ какомъ нибудь питьѣ; а корень на болящія зубы полагаютъ, вельми добро.
7. Трава Тропка. Ростетъ по бояракамъ и по соснягамъ и по бруснишникамъ, вышиною въ четверть, объ одной стволинѣ; цвѣтъ лазоревъ, а цвѣтъ по стволинѣ длиною въ палецъ; а духъ отъ того цвѣту, яко отъ ладану кипучаго, а корень ея ростетъ въ землю не глубоко розсыпью и мелкимъ кореньемъ. У которой жены дитя во чревѣ помретъ или выкинула и тое траву варить въ водѣ и пить, поможетъ. А которой человѣкъ отечетъ тѣломъ, то пить ее съ виномъ, поможетъ. А кого укуситъ бѣшеная собака или какая гадина ядовитая, то тое траву толки мелко и вари въ водѣ и пей, а листочки прикладывай на раны; тогда всѣ раны вычиститъ, живитъ и сушитъ.
8. Трава Чернабы. Та трава подобна полыми, но листвіе болѣе, вверху бѣло, а внизу зелено, духомъ собою тяжка и горька; стебель ея дологъ. И та трава къ лекарству свѣжая лучше, нежели сухая. Аще жена имѣетъ теченіе мѣсячное, то дай пить, и теченіе заключится. Аще въ которой храминѣ та трава лежитъ, тутъ пользующій ядовитый гадъ не входитъ и нечистый духъ отбѣгаетъ, та же трава при себѣ держать, кои шествуютъ по дорогамъ отъ различныхъ городовъ. Аще женка тое траву пріемлетъ, то живое или мертвое дитя изъ утробы выведетъ.
IX. Отъ наружныхъ, внутреннихъ и другихъ болѣзней людей.
1. Трава Жируха, сирѣчь Водяная Крапива. Ростетъ по морскимъ мѣстамъ и по старымъ кустамъ безъ стволика, а листъ шириною въ палецъ и длиною въ четверть аршина. А потому ея познати, что тое траву ѣдятъ гуси, а иная птица не ѣстъ. У кого голова болитъ, варя въ винѣ — пить и главную болѣзнь вытянетъ. У кого короста или болячка внутри, варить и въ винѣ пить по утру теплое, то вся короста и болячки внутренніе выгонитъ вонъ.
2. Трава Дикій хмѣль. Ростомъ въ пядень и полторы, корень тонокъ, загнулся крюкомъ; стволъ тонокъ, а по тому стволу стволинокъ или отраслей по девяти или по десяти, а по тѣмъ стволикамъ по три листка вмѣстѣ, цвѣтъ желтъ, — шапочка съ лѣсной орехъ. А какъ отцвѣтетъ, станетъ, аки чешуйками, какъ хмѣлевая шишка. У кого шумъ въ головѣ, варить съ травою буквицею и мыть.
3. Трава Дикой Чеснокъ. Ростетъ на высокихъ песчаныхъ мѣстахъ, видомъ зелена; изъ земли выставилась, какъ луковица, а верху травы нѣтъ, а корень въ землѣ какъ мышій хвостъ. Добра она, утолча, выжать сокъ и намоча платокъ въ томъ соку, привязать къ больной головѣ, и поможетъ.
4. Трава Цвитарія. Ростетъ по добрымъ землямъ кустами, аки городъ или церковь, а стволъ четвероуголенъ, вышиною въ аршинъ и больше, на верху цвѣтъ лазоревъ
С. 424 |
вельми красенъ, листъ ея походитъ на черемховой, а корень ростетъ въ землѣ глубоко въ аршинъ и въ полтора, толщиною въ палецъ, а духъ отъ кореня походитъ на перечной. Аще кто трясется, и ту траву варить съ водою и по разу пить теплое во всякій день, и выздоровѣетъ.
5. Трава Воронецъ. Ростетъ при рѣкахъ лапушками ворона; весь цвѣтъ бѣловатъ собою, листики что капуста. Добра та трава, кто тѣломъ трясется или битъ бываетъ синевы велики; трись въ банѣ и здравъ будешь. Или кто опухнетъ, та трава пить и ею тереться; и отъ удару добра и отъ черныя немочи.
6. Трава Отмечъ. Ростетъ на ней по три и по четыре листа. И ты возьми той травы, да привяжи на крестъ одноконечной, трясцся покинетъ.
7. Трава Золотая. Ростетъ по великимъ горамъ и по буграмъ, объ одной стволинѣ, а цвѣтъ на верху вельми красенъ и великъ яко маковый только дробенъ, листы не широки, только длинны — въ четверть аршина, а коренья какъ конопляной; а потому ея познати, что запахъ отъ него, какъ отъ скипидара. Аще человѣкъ упадетъ съ коня или съ древа или ребры переломитъ, тое взять травы варить въ молокѣ пресномъ или въ меду и пить по единожды въ день. У кого есть грызь, то ту траву истолчи съ коренемъ и варить въ кислыхъ щахъ и принимать, гдѣ болитъ. А у кого есть раны, варить ту траву въ водѣ и промывать раны. А держать ту траву въ погребѣ, чтобы духъ не вышелъ, и пить на всякой день, покамѣстъ исцѣлѣетъ; а корень ея копать въ осень.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Re: Самолечение простого народа по травникам
8. Трава Огневоростъ, Хоробрецъ тожъ. Ростетъ по улицамъ; цвѣтъ у ней желтъ, корень не великъ, тугъ что древо, сверху листъ зеленъ, мякокъ, а духъ хорошъ. На комъ чирей много или уразы велики, и та трава изсуша истолчи и просѣять и варить гораздо, въ чемъ хочешь, и хлебать на тощее сердце. Ту траву класть на уразы и отъ того будешь здравъ. И угодна отъ грыжи, а еще которое мѣсто грызетъ, а не провалится: присыпи ею и проѣстъ и заживетъ.
9. Трава Воронье Око. Ростетъ по разнымъ мѣстамъ, ростомъ въ пядень и болѣе, листочки на крестъ, на самомъ верху ягодка черненька; корень бѣлъ, тонокъ. Добра она человѣку биту и отъ чирьевъ и отъ коросты. А корень къ зубамъ годенъ.
10. Трава Тасоникъ. Ростетъ по горамъ и по лугамъ и по равнымъ мѣстамъ кустиками, стволъ въ полъаршина, вверху круглъ, имѣетъ вѣтвія, а на вѣтвіяхъ яко жемчужные зернышки, круглыя аки бисеръ бѣлой, а листу на ней нѣтъ, а корень ея кудрявъ и тонокъ и ростетъ въ землю глубоко, запахъ его походитъ на деревянное масло. У кого болятъ очи, и то въ сокъ ея бѣлой хлѣбъ смочить и прикладывать на больныя очи. А у которой жены груди отекаютъ, то прикладывать къ грудямъ, поможетъ. У кого болитъ стомахъ (желудокъ) прикладывай тою травою, то огнь и боль выведетъ.
11. Трава Земляница, а на ней ягоды. У кого очи болятъ, добро парить ее съ листомъ смородинымъ.
12. Трава Дикой ленъ. Вышиной въ три четверти и въ аршинъ, стволъ тонокъ, по стволу часто листочки узенькіе, продолговаты, цвѣтъ избѣла-желтоватъ, а цвѣтъ аки ротъ, а изорту цвѣтъ же рудожелтъ, аки языкъ вытянулся. И варить ту траву въ чистомъ щелоку и мыть очи свербящіе.
13. Трава Рябинка. Ростетъ на пахатныхъ мѣстахъ, ростомъ въ стрѣлу, синя, листочки крестиками что рябина корень бѣлъ. И та трава добра и скоту и маленькимъ дѣтямъ; парить съ хмѣлемъ и девясиломъ и съ крапивомъ; и то пить часто питіе, у того очи свѣтлы и голосъ великъ будетъ. А ежели у коровъ и у коней случится дѣтинецъ, то корень ея съ воскомъ ярымъ вложить въ гриву, помогаетъ.
14. Трава Цылидонія. Ростетъ колѣнцами вышиною въ локоть, цвѣтъ желтъ, на ней стручки маленьки, корень красенъ, а разорвешь, ино изъ того корня сокъ идетъ красный, а въ стручкахъ сѣмя, аки маковое. Добра та трава отъ уразу; а изъ корени сокъ пущай во глаза, то бѣльмо съѣдаетъ. А беременной бабѣ не давать внутрь, младенца извержетъ.
С. 431 |
15. Трава Старанубка. Ростетъ по низкимъ мѣстамъ, ростомъ по ниже локтя, листочки что елочки съ отросками, цвѣтъ багровъ. Которой человѣкъ сломитъ руку или ногу, такъ поутру скоро живьемъ давать. Котораго человѣка отравятъ отравнымъ зельемъ или попортятъ, пить въ молокѣ — поможетъ; или у котораго человѣка грыжа, дай пить тому съ медомъ, вынесетъ верхомъ или низомъ вскорѣ. У кого въ огневой болѣзни поту нѣтъ, дать пить съ гвоздикою и тотъ вельми пойдетъ; а кому умереть, потъ идетъ густо, что кровь, а духъ будетъ тяжелъ. А пить ея на отходѣ мѣсяцѣ въ теплой избѣ въ кислыхъ щахъ на тощее сердце.
16. Трава Серпъ. Ростетъ по горамъ колѣнцами, листочки клинчиками, ростомъ въ локоть и больше, о четырнадцати листахъ, цвѣтъ синь; а какъ отцвѣтетъ, ино что иголочки станутъ востреньки. И та трава годна отъ черныя болѣзни и отъ страху. Съ той травы сплети плетень и носи на себѣ и опояшься ей. Богъ помилуетъ и отъ скорби внутреннія и отъ всякія болѣзни избавитъ.
17. Трава Кликунъ. Кличетъ голосомъ по зарямъ по дважды: ухъ, ухъ! А находить ее сице: на коемъ она мѣстѣ стоитъ, кругъ ея на сажень или больше трава поклонилась и она въ серединѣ стоитъ. А корень тоя травы яко глава человѣка и руки и ноги и все подобное человѣка; а силу она въ себѣ имѣетъ такую, къ чему хошь, къ тому и угодна. А именуется та трава Царь.
18. Трава Аронова Борода. Ростетъ аки борода, имѣетъ пуповки круглыя черныя, листье зеленое, корень кругловатъ съ отростками. Та трава варена въ воде или въ пивѣ — сердце безмѣрно укрѣпляетъ.
19. Трава Коневей Щавель. Ростетъ по борамъ и по старымъ мѣстамъ, ростомъ въ конопель, аки метла видомъ; на верху сѣмянъ много. Добра трава та, въ коемъ человѣкѣ отъ убою кровь замретъ или приступаетъ къ сердцу. Сокъ выжми и пей и такъ Богъ поможетъ.
20. Трава Корова; походитъ на конопель. Добро ея пить утопя въ уксусѣ, чиститъ въ человѣкѣ тѣло и всякую нутреннюю болѣзнь, ломоту и грыжу и головѣ легче бываетъ. Кто пьетъ, у того утробу вяжетъ.
21. Трава Молодовникъ. Ростетъ по рѣкамъ, что капуста, ростомъ въ стрѣлу, цвѣтъ лазоревъ кувшинцами; корень бѣлъ. Угодна вельми, у кого корь или оспа на лицѣ; разваря въ какомъ питьѣ, паръ въ банѣ — поможетъ, а лица не спортитъ.
22. Трава Молодилъ. Ростетъ на высокихъ мѣстахъ, собою маленька, листу нѣтъ, волотки кистями, какъ еловыя или сосновыя вершинки, или какъ попутниковой сторожекъ. Добра она отъ грыжи ѣсть; тажъ женамъ добра хлѣбать, у которыхъ мѣсячной переломъ.
23. Попутникъ. Ростетъ по пути, листочки, что язычки, по нихъ что жилки, сверху сторожекъ, по немъ что крупа. Въ которомъ человѣкѣ во чревѣ ворчаніе, поможетъ. Она-жъ добра отъ посѣку и порѣзу присыпать и отъ ознобу, утерши съ масломъ коровьимъ, — мазать. А кто пойдетъ въ путь, возьми ее съ собой; какая болѣзнь въ пути учинится, пить съ водою — поможетъ; того ради слыветъ Попутникъ.
24. Трава Палочникъ. Ростетъ подлѣ озера, источниковъ и по дикимъ рѣкамъ, ростомъ высока, видомъ черна, на верху черная шапочка, что подушечка. Добра она отъ порчи и отъ черной болѣзни и отъ моровой болячки, париться ею и хлѣбать ея и пить, утопя съ пострѣломъ травою; а корень ея добръ отъ посѣку или кого ужъ змія ужжетъ, — парить ею, поможетъ. Добро ея держать мельникамъ въ мельницахъ.
25. Трава Царь Симъ, или Силъ именуется. Ростетъ при великихъ рѣкахъ, при пальникахъ и на старыхъ мѣстахъ, ростомъ въ пядень[url=#_edn1][1][/url], листовъ на ней шесть и шестнадцать и тринадцать, а цвѣтъ на ней синь, багровъ, зеленъ. Угодна на которомъ человѣкѣ смертная болѣзнь, давать пить въ молокѣ и носить на себѣ, то здравъ будешь. А корень ея угоденъ ходить съ нимъ въ воду и мельницы строить и плотникамъ, что строятъ и кои ходятъ высоко, и посмотрятъ внизъ и имъ кажется низко и страху нѣтъ. Аще кто хощетъ ѣхати на бой, возьми съ собою корень ея и потри саблю, пищаль и стрѣлы, и супостата одолѣешь, и самъ полководцемъ будешь и всѣмъ овладѣешь. Довлѣетъ ея держать царю и князю и властелину, его учнутъ бояться.
26. Трава Билецъ Черной. Ростетъ вмѣстѣ съ крапивой. Добра отъ черной болѣзни. Добра-жъ и конимъ давать, не будутъ зачесываться.
27. Трава Суроветъ. Ростетъ при водахъ, ростомъ въ локоть, собою красновата, листъ аки языкъ, на верху что шишечки. Добра человѣку отъ цинги.
28. Трава Шалъ. Ростетъ по старымъ лугамъ и по новымъ добрымъ мѣстамъ. Вельми добра отъ жабы хлебать и прикладывать, помоществуетъ.
29. Трава Сорочка. Ростетъ при темныхъ глухихъ мѣстахъ, цвѣтъ бѣлъ, листа по два, ростомъ въ пядень, ростетъ по одной, а гдѣ одну увидишь, тутъ и много сыщешь. Угодна отъ грыжи.
30. Трава Щавель Сорочей и Овечей. Ростомъ не велика, листочки что денежки. А угодна, кого бѣшаная собака изъянитъ или змія или ужъ ужжетъ приложи ея съ каломъ человѣчьимъ, заживетъ въ три дни.
31. Трава Зоря. Онажъ трава варить въ винѣ и пить поутру, уздравляетъ того, кого бѣшеная собака укуситъ или гадина. Листъ на рану привей, здравъ будешь. Корень ея сварить въ чемъ хочешь и пить, у кого очи болятъ. А у кого болитъ сердце, изсуша ее пить въ винѣ — помогаетъ.
32. Трава Переносное. Ростетъ мала и велика. Та трава добра человѣку при себѣ держать: зміи, ужи и лягушки и всякой противящійся ничего не можетъ. А въ головы положить сонному человѣку и онъ хотя девять дней спитъ. Въ ротъ положить, вода расступится отъ тебя. А суки отъ корени урѣжь, въ лавкѣ держи, и будутъ купцы не отступно у тебя.
33. Трава Полынь. Сокъ полынной смѣшать съ медомъ, чтобы не густо и не жидко было, и тѣмъ помазывать вѣко и рѣсницы очныя, то свѣтлость очей наводитъ. Кто внутрь пріемлетъ, не скоро упьется.
34. Капуста огородная. Толчена и смѣшана съ бѣлкомъ яишнымъ, прикладывать ко всякому ожегу, тако и заживетъ. А капустныя листвія толки мелко и принять по разсужденію, біеніе трясавишное уйметъ. А капуста варена въ чемъ нибудь и принята, то никакой человѣкъ въ тотъ день не упьется.
35. Трава Осока большая. Ростетъ подлѣ рѣкъ и при болотахъ, ростомъ высока, на верху стручки, цвѣтъ синеватъ, корень красенъ, хохлатъ, жестокъ что дубъ. У кого болитъ чрево, утопя въ уксусѣ, пить или хлебать, хотя кровавая утроба, яждь на тощее сердце, утверждаетъ стомахъ и афедронъ.
36. Трава Лагъ. Ростетъ сквозь снѣгъ, цвѣтъ на ней съ половины, вверху ночка, ростомъ въ пядень, корень что орѣшекъ, видомъ желтъ, рвать ее въ апрѣлѣ мѣсяцѣ и топить въ молокѣ или съ медомъ да съ перцомъ, поможетъ, у кого ворчаніе или колотье
С. 442 |
во чревѣ, или у кого ходитъ грыжа или порча, всему помогаетъ; того ради падлежитъ ее запасти на весь годъ.
37. Трава Щеръ. Ростетъ по горамъ и по высокимъ мѣстамъ и по бугоркамъ по три стволины вмѣстѣ, а стволъ ея, аки конопляной, грановитъ, а листъ тако-жъ, а цвѣтъ на немъ вельми красенъ, какъ шапка, аки маковой; на верху ствола ростетъ цвѣтъ, а рвать цвѣтъ и копать корень ея въ осень и ѣсть его зеленой сырой, или въ чемъ нибудь. Аще у кого болитъ утроба — поможетъ а у кого отекъ тѣльной, то ту траву привязать къ отеку. А кто кровію блюетъ, ясти Щиръ, поможетъ. А кто ѣстъ ево въ лѣтѣ въ горячіе дни, выгонитъ лишнія тягости.
38. Трава Ефилъ. Ростомъ въ человѣка, вся желта, ростетъ на дикихъ мѣстахъ или плесахъ и въ поляхъ, а на ней какъ волокно тянется. Вельми угодна, которое дитя долго не говоритъ или не ростетъ; дай съ Плакуномъ пить и въ три мѣсяца станетъ говорить.
39. Трава Мимоходная. Ростетъ по горамъ и по лугамъ и по равнымъ мѣстамъ, о двухъ или одной стволины, вышиною въ аршинъ, а стволъ яко яблочки дирковатый, цвѣтъ синь, по стволу ростетъ по четыре и по два листа, на верху яблочко, и листы не широки и недлинны; и оная трава ростетъ мимо проѣзжей дороги. И выкопать тое травы корень и завязать въ чистой платъ и привязать ко кресту младенцу, надъ которымъ бываетъ переполохъ и нощію не спитъ; а большему, который не можетъ спати, тотъ корень зашить въ подушку; и всѣ тѣ люди, Божіею помощію, спокойно спятъ. А у кого бываютъ черви въ какомъ-нибудь мѣстѣ или волосъ, то взять тое травы и положить въ старое пиво и парить и прикладывать, и отъ того нырокъ угасаетъ и трое сутки не пробужается, и тако отъ того нырокъ изчезаетъ. А у коей жены грудница болитъ и тое траву парить въ квасу и прикладывать горячее, какъ можно терпѣть, то будетъ здрава по старому.
40. Трава Иванъ. Ростетъ на сильныхъ старыхъ лугахъ, собою въ стрѣлу, два на ней цвѣта: синь и красенъ, листовъ мало что денежки по сторонамъ. Угодна, аще у кого рушится умъ, носи при себѣ; а кто глухъ, изъ ствола пей сокъ ея и здравъ будешь. И вельми добра держати при себѣ, разнымъ вещамъ добра; безъ нея не можетъ никакой волхъ мудры быти.
41. Трава Мышка. Ростетъ по ельникамъ и въ огородахъ и по частоколу и по крапинамъ и по травѣ вьется по сонцу, листомъ походитъ на гречу. Добро ея давать, кто съ ума сойдетъ или во снѣ говоритъ; или кто много хмѣльнаго пьетъ. Добра и къ любви, токмо брать ея съ приговоромъ.
42. Трава Савина. Собою голуба, а листочки красны, цвѣтъ синь, ростетъ кустиками. Кто той травы съ виномъ пьетъ, тотъ съ умомъ станетъ; а ежели въ молокѣ или въ рыбной ухѣ — безъ ума будетъ.
X. Для ловли птицъ и звѣрей.
1. Трава Бѣлъ. Ростетъ на каменныхъ мѣстахъ при березникахъ; цвѣтъ бѣлъ, что снѣгъ. И та трава добра стрѣльцамъ бить зайцевъ и тетеревъ; и звѣрь бѣжитъ на тебя. Носить ту траву подъ пазухою, то побьешь и звѣрей и птицъ.
2. Трава Болотной Билецъ. Ростетъ подлѣ болотъ, цвѣтъ бѣлъ, корень хохлатъ черной сверху, а въ серединѣ красноватъ. Добра та трава ходить на медвѣдя.
XI. Купцамъ для торговли.
Трава Скопа. Ростомъ маленька, а на верху ея кисточка одна, а корень что дуга, конецъ крючкомъ, ростетъ между рѣкъ и при рѣкахъ. Добро ея держать торговымъ людямъ, клади подъ товаръ; и къ товару купцы пристанутъ покупать; коли что хошь самъ купить и ты товаръ тѣмъ корнемъ потяни къ себѣ, то скоро тебѣ продастъ; коли что свое продать, и ты пихай отъ себя, то купитъ. А у кого хочешь чего, и ты того человѣка подерни ею на себя, то скоро дастъ.
_________
Въ настоящее описаніе вошли не всѣ 146 названій травъ, содержащихся въ рукописи, потому что нѣкоторыя травы записаны по дважды въ разсматриваемомъ травникѣ, а другія по своему содержанію не могутъ быть помѣщены въ настоящей статьѣ.
[url=#_ednref1][1][/url] Исправленная опечатка. Было: «нядень», исправлено на: «пядень» ‑ ред.
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения