Ведьмы Салема: как на них охотились?
Страница 1 из 1
Ведьмы Салема: как на них охотились?
Ежегодно 140 тысяч приезжих наведываются в город Салем в американском штате Массачусетс. Странные достопримечательности влекут их сюда: Холм Виселиц, ныне представляющий собой жилые кварталы, в которых, однако, по преданию можно встретить призраков казненных; Дом ведьм; Салемский подвал ведьм; Музей ведьм.
Мрачные названия вполне соответствуют страшным событиям, о которых они напоминают и доныне. Случилось это в конце далекого XVII века. В январе 1692 года в деревушке Салем, что находилась в административной и духовной власти одноименного города, в доме приходского священника Сэмюеля Пэрриса случилась беда: заболели девятилетняя дочь и одиннадцатилетняя племянница преподобного.
У девочек начались странные припадки, во время которых они пытались от чего-то спрятаться и бились в конвульсиях, а когда те прекращались, дети на некоторое время становились полностью апатичными ко всему, что их окружало. Через несколько дней аналогичные симптомы появились еще у пятерых девочек. Все заболевшие относились к компании подруг, которые занялись оккультизмом под влиянием рассказов Титубу, темнокожей служанки священника, о магии на ее родине Барбадосе.
Обеспокоенный священнослужитель обратился к местному доктору, который вынес диагноз: дети околдованы. Этот вердикт, произнесенный, кстати говоря, 8 февраля, с точки зрения современной медицины, трудно назвать врачебным, но не будем забывать, что дело было в ХVII веке в поселении пуритан.
На этом основании Сэмюэль Пэррис публично заявил , что в Салеме завелась нечистая сила: «Дьявол поднялся среди нас, и гнев его стремителен и ужасен. Одному Богу известно, когда нам удастся заставить его замолчать». Чтобы избавить девочек от колдовских чар, требовалось найти ведьму, которая их навела. И началась охота. Ловчими в ней выступили сами «потерпевшие». Они сообщали о видениях, в которых призраки злых людей заставляли их подписывать книгу дьявола и пить кровь.
Бетти Пэррис, дочь преподобного, и ее кузина Абигайл обвинили Титубу, а заодно с ней местную нищенку Сару Гуд и прикованную к постели старуху Сару Осборн. Обличительниц поддержали и другие «пострадавшие». И хотя две дамы заявили о своей невиновности, Титубу не только призналась в ведьмачестве, но и показала на них как на своих сообщниц.
Этим, однако, дело не ограничилось. Девочки стали называть новые имена, и, в конце концов оказалось, что округа буквально наводнена ведьмами и колдунами, в числе которых оказались как возроптавшие против разворачивающихся событий, так и примерные прихожане.
Суд, для которого единственными уликами были видения больных детей, выносил обвинительные приговоры, тюрьма пополнялась закованными в кандалы заключенными, ожидавшими казни. При этом не принимались в расчет никакие особые обстоятельства узников: и полуживая Сара Осборн, и четырехлетняя Доркас Гуд, как и все (а по процессу проходил 141 человек), были закованы.
На скамью подсудимых попадали и те, кто поначалу был причастен к судилищу. Так, Джон Уиллард, самолично участвовавший в арестах, стал обвиняемым после того, как отказался подписать несколько ордеров на арест. Судья Солтонстолл, вышедший из состава суда в знак протеста против использования видений в качестве улик, подвергся той же участи.
В тюрьму попал даже бывший салемский священник, преподобный Баррафс. Когда перед казнью он без запинки прочел «Отче наш», присутствовавшая толпа взревела призывом отпустить невиновного, поскольку считалось, что слуга дьявола не в состоянии произнести молитву Господу. Но, тем не менее, Баррафс был повешен, так как все те же девочки закричали, что осужденному помог «черный человек».
Попытка оправдания в зале суда вызывала сущее негодование у «потерпевших». Например, на процессе против Сюзанны Мартин, Сары Гуд и Ребекки Нурс последняя была признана невиновной, но тут же у заболевших девочек начались жуткие припадки, и суд изменил вердикт на обвинительный.
А Сара Гуд, проходившая по этому же делу, перед повешением на совет одного из гонителей ведьм, Нойеса покаяться перед смертью ответила: «Я не больше ведьма, чем ты колдун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставить тебя пить собственную кровь». Считается, что по странному стечению обстоятельств, тот скончался почти через четверть века, захлебнувшись собственной кровью.
В череде казней одна была из ряда вон выходящей, отличной от традиционного повешения. Когда 80-летний Джайлс Кори отказался признать правомочность суда, тот приговорил старика к «строгой и мучительной казни», которая состояла в том, что его уложили на землю в поле и придавили доской, на которую стали класть камни, пока не задавили насмерть.
Ажиотаж охоты на ведьм распространялся подобно чуме. В Эндовере даже казнили за колдовство двух собак. Впрочем, изредка случались осечки. Например, нашелся джентльмен, который подал на разошедшихся девочек в суд за клевету, потребовав крупную денежную компенсацию за причиненный моральный ущерб. Как ни удивительно, это остановило пыл охотниц.
Правда, ненадолго, – и они с все большим рвением кинулись разоблачать нечисть под видом добропорядочных граждан. И дошли до того, что обвинили в ведьмачестве супругу губернатора. Вот тут его терпение лопнуло: суд был распущен и назначена новая судебная коллегия, в основном, из числа недовольных ходом процесса.
Видения были исключены из числа доказательств причастности человека к нечистой силе, и посыпались оправдательные приговоры. Правда, председатель суда Уильям Стафтон добился нескольких обвинительных вердиктов, но осужденные были помилованы губернатором.
Так постепенно сошел на нет массовый психоз охоты на ведьм. Как ни удивительно, служанка Титубу избегла казни и была выпущена из тюрьмы. Правда, тут же продана в рабство для выручки денег, потраченных на ее содержание. Но жизней 19 повешенных, одного задавленного и двоих умерших в тюрьме уже не вернуть.
Через 4 года после драматических событий судебные инстанции признали совершенное ими ошибкой. А в начале нового, XVIII века началась реабилитация казненных и осужденных. В 1711 году массачусетские власти совершили очень важный акт доброй воли: создали мировой прецедент финансового возмещения ущерба жертвам судебной ошибки.
…Энн Путнэм, одна из тех девочек, что заварили столь крутую кашу, став взрослой женщиной, нашла в себе смелость сказать, что поступала по недомыслию, введенная в заблуждение сатаной, и попросила прощения у деревни. О других участницах травли населения округи история умалчивает.
* * *
Так что же это такое было?! Ученые гадают и высказывают самые разные предположения. Всего лишь предположения. Будет ли это когда-нибудь установлено точно? Ведь очень важно, чтобы не повторялись подобные кошмары, чтобы массовая истерия не захлестывала сознание, чтобы мир существовал в мире. А Салем получил свое название от еврейского «шалом», т.е. мир...
Мрачные названия вполне соответствуют страшным событиям, о которых они напоминают и доныне. Случилось это в конце далекого XVII века. В январе 1692 года в деревушке Салем, что находилась в административной и духовной власти одноименного города, в доме приходского священника Сэмюеля Пэрриса случилась беда: заболели девятилетняя дочь и одиннадцатилетняя племянница преподобного.
У девочек начались странные припадки, во время которых они пытались от чего-то спрятаться и бились в конвульсиях, а когда те прекращались, дети на некоторое время становились полностью апатичными ко всему, что их окружало. Через несколько дней аналогичные симптомы появились еще у пятерых девочек. Все заболевшие относились к компании подруг, которые занялись оккультизмом под влиянием рассказов Титубу, темнокожей служанки священника, о магии на ее родине Барбадосе.
Обеспокоенный священнослужитель обратился к местному доктору, который вынес диагноз: дети околдованы. Этот вердикт, произнесенный, кстати говоря, 8 февраля, с точки зрения современной медицины, трудно назвать врачебным, но не будем забывать, что дело было в ХVII веке в поселении пуритан.
На этом основании Сэмюэль Пэррис публично заявил , что в Салеме завелась нечистая сила: «Дьявол поднялся среди нас, и гнев его стремителен и ужасен. Одному Богу известно, когда нам удастся заставить его замолчать». Чтобы избавить девочек от колдовских чар, требовалось найти ведьму, которая их навела. И началась охота. Ловчими в ней выступили сами «потерпевшие». Они сообщали о видениях, в которых призраки злых людей заставляли их подписывать книгу дьявола и пить кровь.
Бетти Пэррис, дочь преподобного, и ее кузина Абигайл обвинили Титубу, а заодно с ней местную нищенку Сару Гуд и прикованную к постели старуху Сару Осборн. Обличительниц поддержали и другие «пострадавшие». И хотя две дамы заявили о своей невиновности, Титубу не только призналась в ведьмачестве, но и показала на них как на своих сообщниц.
Этим, однако, дело не ограничилось. Девочки стали называть новые имена, и, в конце концов оказалось, что округа буквально наводнена ведьмами и колдунами, в числе которых оказались как возроптавшие против разворачивающихся событий, так и примерные прихожане.
Суд, для которого единственными уликами были видения больных детей, выносил обвинительные приговоры, тюрьма пополнялась закованными в кандалы заключенными, ожидавшими казни. При этом не принимались в расчет никакие особые обстоятельства узников: и полуживая Сара Осборн, и четырехлетняя Доркас Гуд, как и все (а по процессу проходил 141 человек), были закованы.
На скамью подсудимых попадали и те, кто поначалу был причастен к судилищу. Так, Джон Уиллард, самолично участвовавший в арестах, стал обвиняемым после того, как отказался подписать несколько ордеров на арест. Судья Солтонстолл, вышедший из состава суда в знак протеста против использования видений в качестве улик, подвергся той же участи.
В тюрьму попал даже бывший салемский священник, преподобный Баррафс. Когда перед казнью он без запинки прочел «Отче наш», присутствовавшая толпа взревела призывом отпустить невиновного, поскольку считалось, что слуга дьявола не в состоянии произнести молитву Господу. Но, тем не менее, Баррафс был повешен, так как все те же девочки закричали, что осужденному помог «черный человек».
Попытка оправдания в зале суда вызывала сущее негодование у «потерпевших». Например, на процессе против Сюзанны Мартин, Сары Гуд и Ребекки Нурс последняя была признана невиновной, но тут же у заболевших девочек начались жуткие припадки, и суд изменил вердикт на обвинительный.
А Сара Гуд, проходившая по этому же делу, перед повешением на совет одного из гонителей ведьм, Нойеса покаяться перед смертью ответила: «Я не больше ведьма, чем ты колдун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставить тебя пить собственную кровь». Считается, что по странному стечению обстоятельств, тот скончался почти через четверть века, захлебнувшись собственной кровью.
В череде казней одна была из ряда вон выходящей, отличной от традиционного повешения. Когда 80-летний Джайлс Кори отказался признать правомочность суда, тот приговорил старика к «строгой и мучительной казни», которая состояла в том, что его уложили на землю в поле и придавили доской, на которую стали класть камни, пока не задавили насмерть.
Ажиотаж охоты на ведьм распространялся подобно чуме. В Эндовере даже казнили за колдовство двух собак. Впрочем, изредка случались осечки. Например, нашелся джентльмен, который подал на разошедшихся девочек в суд за клевету, потребовав крупную денежную компенсацию за причиненный моральный ущерб. Как ни удивительно, это остановило пыл охотниц.
Правда, ненадолго, – и они с все большим рвением кинулись разоблачать нечисть под видом добропорядочных граждан. И дошли до того, что обвинили в ведьмачестве супругу губернатора. Вот тут его терпение лопнуло: суд был распущен и назначена новая судебная коллегия, в основном, из числа недовольных ходом процесса.
Видения были исключены из числа доказательств причастности человека к нечистой силе, и посыпались оправдательные приговоры. Правда, председатель суда Уильям Стафтон добился нескольких обвинительных вердиктов, но осужденные были помилованы губернатором.
Так постепенно сошел на нет массовый психоз охоты на ведьм. Как ни удивительно, служанка Титубу избегла казни и была выпущена из тюрьмы. Правда, тут же продана в рабство для выручки денег, потраченных на ее содержание. Но жизней 19 повешенных, одного задавленного и двоих умерших в тюрьме уже не вернуть.
Через 4 года после драматических событий судебные инстанции признали совершенное ими ошибкой. А в начале нового, XVIII века началась реабилитация казненных и осужденных. В 1711 году массачусетские власти совершили очень важный акт доброй воли: создали мировой прецедент финансового возмещения ущерба жертвам судебной ошибки.
…Энн Путнэм, одна из тех девочек, что заварили столь крутую кашу, став взрослой женщиной, нашла в себе смелость сказать, что поступала по недомыслию, введенная в заблуждение сатаной, и попросила прощения у деревни. О других участницах травли населения округи история умалчивает.
* * *
Так что же это такое было?! Ученые гадают и высказывают самые разные предположения. Всего лишь предположения. Будет ли это когда-нибудь установлено точно? Ведь очень важно, чтобы не повторялись подобные кошмары, чтобы массовая истерия не захлестывала сознание, чтобы мир существовал в мире. А Салем получил свое название от еврейского «шалом», т.е. мир...
Геринна- Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения