Японская мифология: ками, драконы, смешение культур востока
Страница 1 из 1
Японская мифология: ками, драконы, смешение культур востока
В японской мифологии тесно переплетаются религии Страны Восходящего Солнца. Японская мифология является слиянием древне японской мифотворческой культуры – синтоизма – буддизм, пришедший в Японию из Китая и Индии, а так же даосизм и конфуцианство, появившиеся ещё позднее. Всё это вместе образовало абсолютно новую культурную традицию.
Основными источниками древне японской мифологии можно назвать «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.) и «Нихонги» или «Нихонсёки» («Аналлы Японии», 720 г.).
В эти произведения в основном вошли мифы порождённые религией синто. Синто – религия являющаяся чем-то сродни шаманизму. Её корни можно найти в верованиях коренного населения Японских островов – айнов. Материалы источников позволяют выделить в них три основных мифологических цикла: в первом, космологическом цикле действие происходит на равнине высокого неба – такама-но хара, где обитают небесные боги, и в царстве мёртвых ёми-но куни.
Во втором цикле действие происходит на земле Идзумо (Идзумо – древнее название местности, ныне расположенной в восточной части префектуры Симане в центральной Японии).
Третий цикл рассказывает о событиях, происходящих в местности Химука (нынешняя префектура Миядзаки, остров Кюсю). Героями мифов в этих свитках выступают боги – ками (иначе именуемые микото), одни из которых действуют и говорят подобно людям, другие же олицетворяют абстрактные, умозрительные представления.
Высшую категорию ками представляют собой небесные ками, среди которых, в свою очередь, выделяются «особые небесные» ками, ниже их стоят земные ками, обычно привязанные к определённой местности; и ещё ниже – ками-духи, проявлением существования которых служат предметы и явления природы. В японской мифологии нет единого творца – зачинателя мироздания, демиурга. Всё начинается с самопроизвольного установления самого первоначального и элементарного порядка, одновременного появлению богов-ками.
Первых ками трое: Амэ-но Минакануси, Такамимусуби и Камимусуби. В отличие от последующих поколений богов, являющихся парами, они не имеют пола и каких-либо внешних признаков. За этой троицей появляются ещё четыре ками-одиночки. Они уже менее абстрактны и связаны с теми или иными природными объектами. Завершение космогонического процесса приходится на долю пятой пары богов – Идзанаки и Идзанами. Ко времени их появления «земля еще не вышла из младенчества» и носилась по морским волнам, поэтому высшие небесные боги поручают этим богам обратить жидкую землю в твердь, что они и совершают, мешая воду копьём.
Затем, заключив брак, они рождают острова, составляющие Японию, а потом – богов-духов, которые должны эту страну населить. Мир постепенно обретает свой обычный вид: являются горы и деревья, равнины и ущелья, туманы в ущельях и тёмные расщелины, а «хозяевами» всех предметов и явлений окружающего мира становятся рождённые здесь ками. Старшая дочь Идзанаки, Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Небесные владения Аматэрасу описываются, как некое подобие земли. Здесь есть рисовые поля, покои для ткацких работ и т. п.
Буддизм получает распространение в Японии с середины 6 в. вместе с потоком континентальной культуры из Кореи и Китая. Начиная с этого времени, он оказывает существенное влияние на все стороны жизни японского общества. Однако это происходит не столько за счёт подавления местных культов, сколько путём проникновения буддизма в те сферы, в которые синтоизм ещё не успел проникнуть. Персонажи буддийской мифологии выступают не в своей основной ипостаси, а в изменённом обличье – обычно святыми (хидзири), творящими чудеса.
Подобная трактовка будд и бодхисатв (босацу) через привычные образы полуфольклорных героев создавала широкие предпосылки и возможности для внесения идей и персонажей буддийской мифологии в жизнь японцев. Святые первоначального японского буддизма сохраняют некоторые черты синтоистских шаманов и заклинателей. Они помогают добродетельным, наказывают злодеев, наставляют заблудших.
Главная роль при этом принадлежит аватарам бодхисатвы Каннон (Авалокитешвары), чаще всего осмысляемой, в отличие от Индии и подобно Китаю, в женском облике. Понимание ею личных нужд человека, безграничное сострадание, чего были лишены синтоистские божества, сделало Каннон чрезвычайно популярной среди простого народа.
Другим главным действующим лицом буддийских мифов, преданий и легенд стал царь страны мёртвых – Эмма-о (на санскрите – Яма). Считалось, что Эмма-о определяет меру грехов и благодеяний того или иного человека и соответствующее воздаяние.
Характерной чертой сложившегося в результате сосуществования буддизма и синтоизма общего пантеона стала двуединость многих входящих в него божеств: тот или иной будда являл себя через определённое божество синтоизма.
Основными источниками древне японской мифологии можно назвать «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.) и «Нихонги» или «Нихонсёки» («Аналлы Японии», 720 г.).
В эти произведения в основном вошли мифы порождённые религией синто. Синто – религия являющаяся чем-то сродни шаманизму. Её корни можно найти в верованиях коренного населения Японских островов – айнов. Материалы источников позволяют выделить в них три основных мифологических цикла: в первом, космологическом цикле действие происходит на равнине высокого неба – такама-но хара, где обитают небесные боги, и в царстве мёртвых ёми-но куни.
Во втором цикле действие происходит на земле Идзумо (Идзумо – древнее название местности, ныне расположенной в восточной части префектуры Симане в центральной Японии).
Третий цикл рассказывает о событиях, происходящих в местности Химука (нынешняя префектура Миядзаки, остров Кюсю). Героями мифов в этих свитках выступают боги – ками (иначе именуемые микото), одни из которых действуют и говорят подобно людям, другие же олицетворяют абстрактные, умозрительные представления.
Высшую категорию ками представляют собой небесные ками, среди которых, в свою очередь, выделяются «особые небесные» ками, ниже их стоят земные ками, обычно привязанные к определённой местности; и ещё ниже – ками-духи, проявлением существования которых служат предметы и явления природы. В японской мифологии нет единого творца – зачинателя мироздания, демиурга. Всё начинается с самопроизвольного установления самого первоначального и элементарного порядка, одновременного появлению богов-ками.
Первых ками трое: Амэ-но Минакануси, Такамимусуби и Камимусуби. В отличие от последующих поколений богов, являющихся парами, они не имеют пола и каких-либо внешних признаков. За этой троицей появляются ещё четыре ками-одиночки. Они уже менее абстрактны и связаны с теми или иными природными объектами. Завершение космогонического процесса приходится на долю пятой пары богов – Идзанаки и Идзанами. Ко времени их появления «земля еще не вышла из младенчества» и носилась по морским волнам, поэтому высшие небесные боги поручают этим богам обратить жидкую землю в твердь, что они и совершают, мешая воду копьём.
Затем, заключив брак, они рождают острова, составляющие Японию, а потом – богов-духов, которые должны эту страну населить. Мир постепенно обретает свой обычный вид: являются горы и деревья, равнины и ущелья, туманы в ущельях и тёмные расщелины, а «хозяевами» всех предметов и явлений окружающего мира становятся рождённые здесь ками. Старшая дочь Идзанаки, Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Небесные владения Аматэрасу описываются, как некое подобие земли. Здесь есть рисовые поля, покои для ткацких работ и т. п.
Буддизм получает распространение в Японии с середины 6 в. вместе с потоком континентальной культуры из Кореи и Китая. Начиная с этого времени, он оказывает существенное влияние на все стороны жизни японского общества. Однако это происходит не столько за счёт подавления местных культов, сколько путём проникновения буддизма в те сферы, в которые синтоизм ещё не успел проникнуть. Персонажи буддийской мифологии выступают не в своей основной ипостаси, а в изменённом обличье – обычно святыми (хидзири), творящими чудеса.
Подобная трактовка будд и бодхисатв (босацу) через привычные образы полуфольклорных героев создавала широкие предпосылки и возможности для внесения идей и персонажей буддийской мифологии в жизнь японцев. Святые первоначального японского буддизма сохраняют некоторые черты синтоистских шаманов и заклинателей. Они помогают добродетельным, наказывают злодеев, наставляют заблудших.
Главная роль при этом принадлежит аватарам бодхисатвы Каннон (Авалокитешвары), чаще всего осмысляемой, в отличие от Индии и подобно Китаю, в женском облике. Понимание ею личных нужд человека, безграничное сострадание, чего были лишены синтоистские божества, сделало Каннон чрезвычайно популярной среди простого народа.
Другим главным действующим лицом буддийских мифов, преданий и легенд стал царь страны мёртвых – Эмма-о (на санскрите – Яма). Считалось, что Эмма-о определяет меру грехов и благодеяний того или иного человека и соответствующее воздаяние.
Характерной чертой сложившегося в результате сосуществования буддизма и синтоизма общего пантеона стала двуединость многих входящих в него божеств: тот или иной будда являл себя через определённое божество синтоизма.
Похожие темы
» Японская богиня Солнца Аматерасу
» Мифология Эллады и Рима
» Мифология Кельтики и Галлии
» Мифология Японии
» Мифология и философия
» Мифология Эллады и Рима
» Мифология Кельтики и Галлии
» Мифология Японии
» Мифология и философия
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения