Скандинавское сотворение мира и времени дня и ночи
Страница 1 из 1
Скандинавское сотворение мира и времени дня и ночи
На сегодняшней лекции мы продолжим изучать сотворение мира в Скандинавской мифологии, чтобы уже со следующей лекции приступить собственно к самим мифам. В прошлый раз вы узнали, как появилось пространство мира, сегодня я расскажу о появлении времени.
Итак, в древности время измерялось по движению солнца и луны, поэтому именно их сотворение и упорядочение их движения и можно назвать сотворением времени.
Вот как описано сотворение времени в “Видениях Гюльви”:
“Они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба Мировой бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе; другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили путь. И говорят в старинных преданиях, что с той поры и ведется счет дням и годам”.
Под старинными преданиями здесь имеются ввиду как раз слова вёльвы в “Прорицании вельвы”. Хотя вёльва описывает начало времен несколько по-иному, чем Равновысокий. Первоначальный хаос включал и небесные светила:
Солнце не ведало,
где его дом,
звезды не ведали,
где им сиять,
Месяц не ведал,
мощи своей.
Итак, в древности время измерялось по движению солнца и луны, поэтому именно их сотворение и упорядочение их движения и можно назвать сотворением времени.
Вот как описано сотворение времени в “Видениях Гюльви”:
“Они взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их в середину неба Мировой бездны, дабы они освещали небо и землю. Они дали место всякой искорке: одни укрепили на небе; другие же пустили летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили путь. И говорят в старинных преданиях, что с той поры и ведется счет дням и годам”.
Под старинными преданиями здесь имеются ввиду как раз слова вёльвы в “Прорицании вельвы”. Хотя вёльва описывает начало времен несколько по-иному, чем Равновысокий. Первоначальный хаос включал и небесные светила:
Солнце не ведало,
где его дом,
звезды не ведали,
где им сиять,
Месяц не ведал,
мощи своей.
Re: Скандинавское сотворение мира и времени дня и ночи
Происхождение солнца
Когда сыны Бора в “Прорицании вёльвы” поднимают землю из Мировой бездны, Солнце уже светит с юга. Боги не создают светил, а лишь размещают их на небесном своде.
О происхождении Солнца и Луны рассказывается уже в “Видениях Гюльви”:
“Одного человека звали Мундильфари. У него было двое детей. Они были так светлы и прекрасны, что он назвал Месяцем сына своего, а дочь – Солнцем. И отдал он дочь человеку по имени Глен. Но богов прогневала их гордыня, и они водворили брата с сестрою на небо, повелев Солнцу править конями, впряженными в колесницу солнца; а солнце боги сделали, чтобы освещать мир, из тех искр, что вылетали из Муспелльсхейма. Эти кони зовутся Ранний и Проворный. Под дугами же у коней повесили по кузнечному меху, чтобы была им прохлада. В некоторых преданиях это называется кузнечным горном. Месяц управляет ходом звезд, и ему подчиняются новолуние и полнолуние”
Когда сыны Бора в “Прорицании вёльвы” поднимают землю из Мировой бездны, Солнце уже светит с юга. Боги не создают светил, а лишь размещают их на небесном своде.
О происхождении Солнца и Луны рассказывается уже в “Видениях Гюльви”:
“Одного человека звали Мундильфари. У него было двое детей. Они были так светлы и прекрасны, что он назвал Месяцем сына своего, а дочь – Солнцем. И отдал он дочь человеку по имени Глен. Но богов прогневала их гордыня, и они водворили брата с сестрою на небо, повелев Солнцу править конями, впряженными в колесницу солнца; а солнце боги сделали, чтобы освещать мир, из тех искр, что вылетали из Муспелльсхейма. Эти кони зовутся Ранний и Проворный. Под дугами же у коней повесили по кузнечному меху, чтобы была им прохлада. В некоторых преданиях это называется кузнечным горном. Месяц управляет ходом звезд, и ему подчиняются новолуние и полнолуние”
Re: Скандинавское сотворение мира и времени дня и ночи
Происхождение дня и ночи
Из этого описания видно, что в мифологии смена дня и ночи – это не простое течение времени. Ночь – опасное и запретное время суток. Об этом свидетельствует и само происхождение ночи, миф о котором в “Видениях Гюльви” не связан прямо с мифом о происхождении светил.
На северном крае земли, где нашли прибежище уцелевшие великаны-ётуны, в Ётунхейме, один из них – Нерви или Нарви – породил дочь, “от рождения черную и сумрачную, по имени Ночь”. Мужем (одним из нескольких) этой страшной, но любвеобильной великанши стал Деллинг, из рода богов-асов. У них появился сын, похожий на отца – светлый и прекрасный, которого и назвали День. Один дал Ночи и Дню двух коней и две колесницы и послал их на небо, чтобы они каждые сутки объезжали всю землю. Впереди мчится Ночь, правящая конем Инеистая Грива, и пена, падающая каждое утро с его удил – это роса, орошающая землю. Конь Дня зовется Ясная Грива – эта грива и освещает землю и воздух.
В “Прорицании вёльвы” о начале творения говорится:
Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться стали священные,
ночь назвали
и отпрыскам ночи -
вечеру, утру
и дня середине
прозвище дали,
чтоб время исчислить.
Это – не простое исчисление, и Один спрашивает вёльву о тайнах времени, чтобы узнать о приближении конца мира. К этим тайнам подбирается Гюльви. Он спрашивает о том, почему дева Солнце так быстро мчится в своей колеснице, будто спасается от самой смерти. И тут выясняется, что ее действительно преследуют два чудовищных волка; одного именуют Обман – и он перед гибелью мира настигнет Солнце. Имя другого – Ненавистник, и он в конце времен схватит Месяц. Они – порождения великанши. Злобное племя великанов – ётунов, троллей или турсов – расплодилось на краю света после того, как один из них спасся от потопа – крови Имира, ставшей водами. Они угрожают существованию всего мира.
Из этого описания видно, что в мифологии смена дня и ночи – это не простое течение времени. Ночь – опасное и запретное время суток. Об этом свидетельствует и само происхождение ночи, миф о котором в “Видениях Гюльви” не связан прямо с мифом о происхождении светил.
На северном крае земли, где нашли прибежище уцелевшие великаны-ётуны, в Ётунхейме, один из них – Нерви или Нарви – породил дочь, “от рождения черную и сумрачную, по имени Ночь”. Мужем (одним из нескольких) этой страшной, но любвеобильной великанши стал Деллинг, из рода богов-асов. У них появился сын, похожий на отца – светлый и прекрасный, которого и назвали День. Один дал Ночи и Дню двух коней и две колесницы и послал их на небо, чтобы они каждые сутки объезжали всю землю. Впереди мчится Ночь, правящая конем Инеистая Грива, и пена, падающая каждое утро с его удил – это роса, орошающая землю. Конь Дня зовется Ясная Грива – эта грива и освещает землю и воздух.
В “Прорицании вёльвы” о начале творения говорится:
Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться стали священные,
ночь назвали
и отпрыскам ночи -
вечеру, утру
и дня середине
прозвище дали,
чтоб время исчислить.
Это – не простое исчисление, и Один спрашивает вёльву о тайнах времени, чтобы узнать о приближении конца мира. К этим тайнам подбирается Гюльви. Он спрашивает о том, почему дева Солнце так быстро мчится в своей колеснице, будто спасается от самой смерти. И тут выясняется, что ее действительно преследуют два чудовищных волка; одного именуют Обман – и он перед гибелью мира настигнет Солнце. Имя другого – Ненавистник, и он в конце времен схватит Месяц. Они – порождения великанши. Злобное племя великанов – ётунов, троллей или турсов – расплодилось на краю света после того, как один из них спасся от потопа – крови Имира, ставшей водами. Они угрожают существованию всего мира.
Re: Скандинавское сотворение мира и времени дня и ночи
Сотворение мира
Мир был сотворен благодаря взаимодействию противоположных стихий – жара и холода, но вместе с созданием правильных форм пространства боги-творцы привнесли в этот мир смерть и разрушение. Ведь мир сотворен из тела убитого великана – злобного, но не совершавшего преступлений существа. Мир, основанный на крови, обречен на конечную гибель – ее ждут и страшатся и боги, и люди. Но Имир не был просто убит – он стал жертвой, которую расчленили по определенным правилам, чтобы из хаоса – нерасчлененного и чудовищного – создать мир. Это была первая жертва, суть ее заключалась в том, что при строении мира, крепости или города необходимо было положить под его основу, в фундамент, невинную жертву. Этот обряд продолжал существовать еще долгое время в Скандинавии. Постепенно этот обряд стал использовать не людей, а животных в качестве жертвы, а до наших времен донесся его отголосок – в новый дом необходимо первой пустить кошку, символизирующую жертвенное животное.
Смысл первой жертвы – Имира – заключался еще и в том, что этот чудовищный великан был все же человекоподобным существом. Созданный из его тела мир был понятен людям. Для исцеления больных в древности и в Средневековье принято было произносить заговоры, в этих заговорах части тела, плоть и кости больного перечислялись так же, как части тела Имира. Космос – или макрокосм – приравнивался по своему составу к человеку (микрокосму). Такие заговоры содержат древнейшие германские заклинания, относящиеся к Х веку и именуемые Мерзебургскими. Один тоже произносит заговор:
От полома кости, от потока крови, от вывиха членов.
Склейся кость с костью, слейся кровь с кровью,
К суставу сустав, как слепленный, пристань.
Вернемся же к сотворению мира. Когда Гюльви спросил, как была устроена земля, Высокий ответил: “Она снаружи округлая, а кругом нее лежит глубокий океан. По берегам океана боги отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеною для защиты от великанов. Для этой стены они взяли веки великана Имира и назвали крепость Мидгард”.
Мир был сотворен благодаря взаимодействию противоположных стихий – жара и холода, но вместе с созданием правильных форм пространства боги-творцы привнесли в этот мир смерть и разрушение. Ведь мир сотворен из тела убитого великана – злобного, но не совершавшего преступлений существа. Мир, основанный на крови, обречен на конечную гибель – ее ждут и страшатся и боги, и люди. Но Имир не был просто убит – он стал жертвой, которую расчленили по определенным правилам, чтобы из хаоса – нерасчлененного и чудовищного – создать мир. Это была первая жертва, суть ее заключалась в том, что при строении мира, крепости или города необходимо было положить под его основу, в фундамент, невинную жертву. Этот обряд продолжал существовать еще долгое время в Скандинавии. Постепенно этот обряд стал использовать не людей, а животных в качестве жертвы, а до наших времен донесся его отголосок – в новый дом необходимо первой пустить кошку, символизирующую жертвенное животное.
Смысл первой жертвы – Имира – заключался еще и в том, что этот чудовищный великан был все же человекоподобным существом. Созданный из его тела мир был понятен людям. Для исцеления больных в древности и в Средневековье принято было произносить заговоры, в этих заговорах части тела, плоть и кости больного перечислялись так же, как части тела Имира. Космос – или макрокосм – приравнивался по своему составу к человеку (микрокосму). Такие заговоры содержат древнейшие германские заклинания, относящиеся к Х веку и именуемые Мерзебургскими. Один тоже произносит заговор:
От полома кости, от потока крови, от вывиха членов.
Склейся кость с костью, слейся кровь с кровью,
К суставу сустав, как слепленный, пристань.
Вернемся же к сотворению мира. Когда Гюльви спросил, как была устроена земля, Высокий ответил: “Она снаружи округлая, а кругом нее лежит глубокий океан. По берегам океана боги отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши оградили стеною для защиты от великанов. Для этой стены они взяли веки великана Имира и назвали крепость Мидгард”.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения