Ритуальные жертвоприношения майя
Страница 1 из 1
Ритуальные жертвоприношения майя
Центральноамериканские цивилизации – единственные ныне известные цивилизации в мире, религия которых включала человеческие жертвоприношения. Жертвоприношения индейцев носили не эстетический и не садистский характер, это была религиозная практика.
Изображали их не для эстетического наслаждения. Нельзя же сказать об эстетичности христианского распятия, хотя церкви и дома верующих заполнены изображениями человека, прибитого гвоздями к кресту с «перекошенным от боли лицом», и вовсе не по художественным соображениям. Но так как убийство людей у европейцев и азиатов не было религиозным культом, не было и смысла его изображать на монументальных памятниках, так как это не прибавляло веса к набожности их владельцев, а, пожалуй, наоборот. Хотя людей и те, и другие убивали явно не меньше. Так что изображения «зверств» индейцев – просто дань уважения богам. Следует сделать оговорку – культовые предметы мезоамериканцев связаны не с убийством, а с ритуальным убийством, что не одно и то же, вы должны это понимать.
Таким образом, в историческом аспекте нельзя ассоциировать человеческие жертвоприношения только с цивилизациями Нового Света лишь из-за того, что сравнительно недавно они носили там массовый характер, в то время как остальной «цивилизованный» мир уже давно избавился от этих религиозных предрассудков.
Не будем забывать и об эпохе Возрождения или Ренессанса в Европе, который ознаменовался массовыми гонениями, аутодафе и бесчинствами церкви. Крайности имели место у любого народа любой степени «цивилизованности» в любое время. Я привожу сравнения Старого Света с Новым, чтобы развеять большинство мифов и предрассудков, которыми очень сильно обросла история индейской цивилизации.
Жертвоприношение берёт начало в той же системе, что и молитва. Подобно тому, как молитва есть такое обращение к божеству, так и жертвоприношение есть приношение даров божеству как человеку.
Вообще, древние народы частенько приносили в жертву именно детей, используя их физическую и умственную беспомощность. Дети служили своего рода меновой монетой в торге с богами. Когда в Перу заболевал инк, он приносил в жертву божеству одного из своих сыновей, умоляя принять эту жертву вместо себя.
Изображали их не для эстетического наслаждения. Нельзя же сказать об эстетичности христианского распятия, хотя церкви и дома верующих заполнены изображениями человека, прибитого гвоздями к кресту с «перекошенным от боли лицом», и вовсе не по художественным соображениям. Но так как убийство людей у европейцев и азиатов не было религиозным культом, не было и смысла его изображать на монументальных памятниках, так как это не прибавляло веса к набожности их владельцев, а, пожалуй, наоборот. Хотя людей и те, и другие убивали явно не меньше. Так что изображения «зверств» индейцев – просто дань уважения богам. Следует сделать оговорку – культовые предметы мезоамериканцев связаны не с убийством, а с ритуальным убийством, что не одно и то же, вы должны это понимать.
Таким образом, в историческом аспекте нельзя ассоциировать человеческие жертвоприношения только с цивилизациями Нового Света лишь из-за того, что сравнительно недавно они носили там массовый характер, в то время как остальной «цивилизованный» мир уже давно избавился от этих религиозных предрассудков.
Не будем забывать и об эпохе Возрождения или Ренессанса в Европе, который ознаменовался массовыми гонениями, аутодафе и бесчинствами церкви. Крайности имели место у любого народа любой степени «цивилизованности» в любое время. Я привожу сравнения Старого Света с Новым, чтобы развеять большинство мифов и предрассудков, которыми очень сильно обросла история индейской цивилизации.
Жертвоприношение берёт начало в той же системе, что и молитва. Подобно тому, как молитва есть такое обращение к божеству, так и жертвоприношение есть приношение даров божеству как человеку.
Вообще, древние народы частенько приносили в жертву именно детей, используя их физическую и умственную беспомощность. Дети служили своего рода меновой монетой в торге с богами. Когда в Перу заболевал инк, он приносил в жертву божеству одного из своих сыновей, умоляя принять эту жертву вместо себя.
Re: Ритуальные жертвоприношения майя
Ритуальные убийства и войны
Особое место в истории жертвоприношений занимают ритуальные убийства, связанные с войной. Ацтеки во время войны обращались с молитвой к Тецкатлипоке: «Властитель битв, всем известно, что замышляется, предписывается и устраивается большая война. Солнце и бог земли Тлальтекутли, по-видимому, собираются повеселиться и намереваются послать пищу и питьё богам неба и ада, устроив для них пир из мяса в крови людей, которые падут на войне». Правитель майя, созывая воинов на битву, делал надрезы на теле и посвящал капли своей крови богам. Его жена также терзала свою плоть, чтобы снискать милость божеств. Если битва завершалась победой, боги жаждали крови побеждённых. Захваченные враги подвергались ритуальным пыткам, которые оканчивались смертью.
Но на самом деле майя не были такими уж кровожадными, как их многие себе представляют. Жертвоприношениями они не особо злоупотребляли, в отличие от ацтеков, которые действительно «оттягивались» по полной программе. Большинство жертв – это, собственно, знатные военнопленные и, как правило, в честь победы за раз в жертву приносили одного или несколько человек – сколько таковых удалось захватить. Уж никак ни десятками или даже сотнями. Другое дело, что воевали майя довольно часто, а если точнее, то на протяжении всего существования цивилизации майя рубка там шла такая, что феодальная Европа бы позавидовала.
Практика жертвоприношений несколько расширилась в постклассический период, но это связано со значительным влиянием центрально-мексиканских традиций. Живописные сцены жертвоприношений в майяской иконографии вы не так часто увидите. Несколько десятков сосудов, многие из которых, вероятно, поддельные, несколько предметов мелкой пластики, картинки в кодексах – ну и все. На монументах такие вещи не изображались.
Кровь была неотъемлемой частью многих ритуалов майя, но был и бескровный способ принесения жертв. В развалинах некогда могущественного города Чичен-Ица находится так называемый «Священный Колодец» или «Колодец жертв», в который бросали живых людей в жертву богам во время засухи.
Конечно, майяские жертвоприношения проистекают из религиозных воззрений. С течением времени оформилось некоторые обряды, проведение которых требовало человеческих жертв. Это совсем не значит, что все подряд обращения к богам заканчивались тем, что кого-нибудь отправляли на тот свет. И ещё, жертвоприношения военнопленных часто носили не религиозный, а, скорее, политический характер. Принести человека в жертву с точки зрения древних майя не тоже самое, что простое убийство, тем более, если человека выбрали для такой великой цели, как умилостивить всемогущих богов. Причем, это сакральное убийство. Простое убийство у них вообще-то каралось по всей строгости. И ещё, иногда и сами жертвы могли почитать за честь быть умерщвлёнными во славу богов.
Поскольку для постоянного принесения жертв нужны были люди, государства-соседи нередко заключали между собой соглашение о… периодическом возобновлении войны с единственной целью – для захвата пленных.
В качестве жертв выступали не только военнопленные. В горной Гватемале правители могли покупать рабов вместо пленных. Эта жертва считалась хуже. У ацтеков некоторые родители жили за счет продажи детей для жертвоприношений. У юкатеков некоторые родители добровольно отдавали детей, которые помогали жрецам и подрастали до назначенного дня. Преступников тоже приносили в жертву.
Особое место в истории жертвоприношений занимают ритуальные убийства, связанные с войной. Ацтеки во время войны обращались с молитвой к Тецкатлипоке: «Властитель битв, всем известно, что замышляется, предписывается и устраивается большая война. Солнце и бог земли Тлальтекутли, по-видимому, собираются повеселиться и намереваются послать пищу и питьё богам неба и ада, устроив для них пир из мяса в крови людей, которые падут на войне». Правитель майя, созывая воинов на битву, делал надрезы на теле и посвящал капли своей крови богам. Его жена также терзала свою плоть, чтобы снискать милость божеств. Если битва завершалась победой, боги жаждали крови побеждённых. Захваченные враги подвергались ритуальным пыткам, которые оканчивались смертью.
Но на самом деле майя не были такими уж кровожадными, как их многие себе представляют. Жертвоприношениями они не особо злоупотребляли, в отличие от ацтеков, которые действительно «оттягивались» по полной программе. Большинство жертв – это, собственно, знатные военнопленные и, как правило, в честь победы за раз в жертву приносили одного или несколько человек – сколько таковых удалось захватить. Уж никак ни десятками или даже сотнями. Другое дело, что воевали майя довольно часто, а если точнее, то на протяжении всего существования цивилизации майя рубка там шла такая, что феодальная Европа бы позавидовала.
Практика жертвоприношений несколько расширилась в постклассический период, но это связано со значительным влиянием центрально-мексиканских традиций. Живописные сцены жертвоприношений в майяской иконографии вы не так часто увидите. Несколько десятков сосудов, многие из которых, вероятно, поддельные, несколько предметов мелкой пластики, картинки в кодексах – ну и все. На монументах такие вещи не изображались.
Кровь была неотъемлемой частью многих ритуалов майя, но был и бескровный способ принесения жертв. В развалинах некогда могущественного города Чичен-Ица находится так называемый «Священный Колодец» или «Колодец жертв», в который бросали живых людей в жертву богам во время засухи.
Конечно, майяские жертвоприношения проистекают из религиозных воззрений. С течением времени оформилось некоторые обряды, проведение которых требовало человеческих жертв. Это совсем не значит, что все подряд обращения к богам заканчивались тем, что кого-нибудь отправляли на тот свет. И ещё, жертвоприношения военнопленных часто носили не религиозный, а, скорее, политический характер. Принести человека в жертву с точки зрения древних майя не тоже самое, что простое убийство, тем более, если человека выбрали для такой великой цели, как умилостивить всемогущих богов. Причем, это сакральное убийство. Простое убийство у них вообще-то каралось по всей строгости. И ещё, иногда и сами жертвы могли почитать за честь быть умерщвлёнными во славу богов.
Поскольку для постоянного принесения жертв нужны были люди, государства-соседи нередко заключали между собой соглашение о… периодическом возобновлении войны с единственной целью – для захвата пленных.
В качестве жертв выступали не только военнопленные. В горной Гватемале правители могли покупать рабов вместо пленных. Эта жертва считалась хуже. У ацтеков некоторые родители жили за счет продажи детей для жертвоприношений. У юкатеков некоторые родители добровольно отдавали детей, которые помогали жрецам и подрастали до назначенного дня. Преступников тоже приносили в жертву.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения