Форум Практической Магии и Колдовства
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Развитие астрологии в странах арабского мира и ислама

Перейти вниз

Развитие астрологии в странах арабского мира и ислама Empty Развитие астрологии в странах арабского мира и ислама

Сообщение автор Bagira Сб 22 Дек 2012 - 14:39

Период смещения центра развития традиций античной астрологии в страны арабского мира и ислама
(VI — XIV столетия)


К началу VI столетия хранителями астрологических традиций стали иудеи и арабы. Стимулом к занятиям астрологией для иудеев явились каббалистические теории в Талмуде, а также книги типа «Сефер Иецира» («Книга творения»), содержащие основные правила предсказания будущего.
В арабском мире халиф Аль-Мансур и, в особенности, его сын Гарун аль-Рашид, всемерно покровительствуя наукам и искусству, призвали в Багдад иудейских ученых для занятий математикой и астрономией. Рассматривая астрологию в качестве обязательного прикладного комплекса астрономии, все арабские и иудейские астрономы, известные в восточном халифате, одновременно были также астрологами. Из них заслуживают упоминания Саль бен Бишр-аль-Мэль (около 820 года), Раббан-аль-Таббан (IV век) и Массах Аллах Альбатегниус (IX век).

В 827 году под покровительством Алмеймона был переведен на арабский язык трактат Птолемея Megale Syntaxis. В Багдаде при халифе Гаруне-аль-Рашиде жил известный арабский астролог Альбумазар, чьи книги свидетельствуют о влиянии египетской и греческой астрологических традиций. Альбумазар пробовал решить вопрос, поставленный неоплатониками: о взаимодействии между свободой воли и предопределенностью в человеческой судьбе. Захват Испании сделал ее центром мусульманской культуры, и древние знания астрологии в Х веке опять вернулись в Европу, сопровождаемые арабской математикой, античной философией и медициной. Расчеты и таблицы Птолемея были уточнены.
Астрологи и астрономы арабо-иудейского происхождения, следуя принципам (центилоквиям) Птолемея, засорили чистоту доктрины своего учителя мистикой талмудистов и тенденцией к фатализму, свойственных семитской расе.

Исламский мир отличается большим национальным многообразием. Поэтому термин «арабская астрология», используемый применительно к астрологии стран ислама, представляется довольно некорректным. Действительно, среди известных астрологов этого периода были:

Ибн ал-Бади ал-Астурлаби (? — 1140) из Багдада (составитель «Зиджа Махмуда»);
Абрахам Бен Меир Абен Эзра (1119 — 1187) из Испании (еврейский астролог, математик, поэт, философ; его книги оказали большое воздействие как на мусульманских, так и на христианских астрологов позднего Средневековья);
Ризкаллах ан-Наххас из Египта (выдающийся астролог-педагог XII века);
Хубайш ибн Мухаммад ат-Тифлиси (1100 — 1230) из Тифлиса (Тбилиси), работавший при дворе турецкого султана;
Ибн ал-Битруджи (? — 1185), уроженец Педроче, севернее Кордовы (астроном и астролог, работавший в Севилье, книги которого имели большую популярность в Европе);
Ибн ал-Банна (около 1260 — 1320) из Марокко (автор большого многих работ по астрологии и математике);
Ибн ал-Баттиви (алжирский военачальник и астролог XIV века);
Ибн ал-Хамзави (ученый из Алеппо в Сирии, автор астрологического исследования военных кампаний мамлюков против турок в последней четверти XV века).


Однако, хотя наука о звездах была распространена во всем исламском мире, можно выделить несколько главных центров активности астрономов и астрологов. Если в VIII — IX веках таким центром, несомненно, был Багдад, то в XI веке ведущая роль принадлежала Испании (где в это время были созданы знаменитые астрологические «Толедские таблицы»), а в XIII — XV веках центр астрономической деятельности сместился в Египет и Сирию, где в это время правили мамлюки. Мамлюкские султаны весьма интересовались астрологией, но в целом эта наука развивалась гораздо меньше, чем астрономия. В конце XIII века астрономия интенсивно развивалась в Каире, а в середине XIV столетия крупнейшим центром астрономии в странах ислама (и, может быть, даже в мире в целом) стал Дамаск. Но в 1402 году Дамаск был разрушен монголами. Новый расцвет астрологии наступил уже ближе к концу XV столетия, когда на политической карте Ближнего Востока стала главенствовать Османская империя. Основным центром астрологии и астрономии в мусульманском мире стала столица империи - Стамбул.

Зиджи были основой астрологических практик исламских астрологов. Они представляли собой астрономические таблицы, дающие возможность определить положения планет на небесной сфере. Эти таблицы составлялись по наблюдениям, проводившимся в крупных астрономических обсерваториях арабского мира. Во многих зиджах заключительная часть представляла собой руководство по толкованию гороскопов. Общее число известных зиджей составляет несколько сотен.

Пожалуй, наиболее крупной фигурой в исламской астрономии и астрологии XI — XV столетий был Насир ад-Дин ат-Туси (1201 — 1274), ученый-энциклопедист, которого считают прообразом легендарного Ходжи Насреддина. Он работал в государстве исмаилитов-ассасинов (сначала в Кухистане в качестве астролога наместника Насир ад-Дина Абд ар-Рахима, затем в столице государства Аламуте при дворе ильхана), а с 1256 года - после разрушения государства ассасинов монголами - перешёл к монгольскому хану Хулагу, став его придворным астрологом и советником. В 1258 году ат-Туси участвовал в походе Хулагу на Багдад, положившем конец Багдадскому халифату, и вел переговоры с халифом о капитуляции.
В 1259 году ат-Туси основал в Мараге (столице Хулагу в Южном Азербайджане) обсерваторию и научную школу, куда свезли всех ученых, попавших в руки монголов, и где были собраны книги и научные приборы из покоренных ими стран. Ат-Туси принадлежит множество работ по астрономии и астрологии («Изложение Альмагеста», «Ильханский зидж», «Краткое о науке астрологии и познании календаря» и др.).

В целом, войны с монгольскими завоевателями сказались неблагоприятно на исламской науке, в том числе и на астрологии. В XIII веке арабская астрология стала клониться к упадку. Следует учесть и усилившиеся нападки на астрологию со стороны мусульманских богословов. Они указывали на несовместимость астрологических концепций о предопределении с доктриной ислама о постоянном вмешательстве Аллаха в земные дела

Развитие астрологии в странах арабского мира и ислама Astro016

Иудейский зодиак
Синагога Вейт Альфа
Израиль


До начала крестовых походов в Европе занятия астрологией почти не практиковались, однако с расширением контактов с Востоком и распространением идей Восточного мира западноевропейская астрология постепенно стала возвращать утраченные позиции. Наглядным примером астрологического мотива, сделавшегося неотъемлемой частью христианской доктрины, служит Евангельское повествование о Вифлеемской звезде, заставившей волхвов прийти поклониться Сыну человеческому. Возрастающее влияние на христианские народы иудеев, считавших астрологическую практику неотъемлемой частью талмудистских и каббалистических обрядов, привело к одновременному росту престижа астрологии и падению престижа папской и императорской власти. По словам Анжело Катто, к концу Средневековья не было ни одного короля или владетельного сеньора, двор которых отличался бы отсутствием астролога.

В частности, астрология процветала при дворе германского императора Фридриха II в Палермо, что в немалой степени было обусловлено достаточно близкими отношениями Фридриха со странами Востока. Михаель Скотт, придворный астролог Фридриха, был создателем первой в Западной Европе фундаментальной астрологической энциклопедии, хранящейся в рукописном отделе Мюнхенской библиотеки. Астрология пользовалась также покровительством римских Пап. Так, Юлий II определял по звездам день, благоприятный для восшествия на папский престол, а Павел III — часы проведения консисторий. Лев X даже учредил астрологическую кафедру в Сапиенце — католическом университете в Риме. Аналогичные кафедры существовали в Болонье, Падуе, Париже. Из наиболее прославившихся в Х веке астрологов следует упомянуть монаха Оливу, весьма сведущего в астрономии, и Лупитуса из Барселоны.

В XI столетии знаниями в области астрономии прославился Абрахам (Бен Хийя) из Барселоны (1070 — ?), за эрудицию прозванный Хаваси (князь). Ему принадлежит труд по мунданной астрологии «Sphaera mundi», изданный в Мюнстере только в 1546 году, а также трактаты «О планетах» и «Календари греков и римлян». В труде иудея Леви Барзити из Барселоны «Книга времен» рассмотрена связь времен года, знаков Зодиака и планет. XII век ознаменовался созданием Абрахамом Бен Меир Абен Эзра (1119 — ?) по прозвищу «Хакам» (Мудрый) труда по юдициальной астрологии на иврите, экземпляр которого, переведенный на каталонский язык, хранится в библиотеке Эскориала. Кроме того, Абен Эзра участвовал также в астрологическом съезде 1186 года, провозгласившем конец света.
Важнейшее значение исламской астрологии этого периода в том, что она стала источником новых идей для многих регионов Старого Света. Во-первых, распространение исламской культуры в странах Африки, Ближнего Востока и Средней Азии привело к знакомству народов этих стран с арабской астрологией. Параллельно этому, благодаря усилившимся контактам мусульман с латинским Западом (особенно в Испании) и с Византией в X — XIV столетиях многие астрологические концепции получили распространение в христианском мире. Кроме того, с монгольскими завоевателями идеи арабской астрологии с XIII века проникли во многие регионы Азии, в том числе в Индию и Китай.

Литература
Звёздный путь астрологии. Нострадамус глазами историков.
Истолкование доктора Люстрио с комментариями И.Г.Михайловой и Н.В.Скородум, -М.,Рига,1992
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А., -М.,1890-1907
Bagira
Bagira
Admin

Сообщения : 3684
Дата регистрации : 2010-07-31

https://practical-mage.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения