Форум Практической Магии и Колдовства
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ЧАКРЫ И ПЛАНЕТЫ

Перейти вниз

ЧАКРЫ И ПЛАНЕТЫ Empty ЧАКРЫ И ПЛАНЕТЫ

Сообщение автор Геринна Вс 25 Окт 2015 - 18:02

В разных культурах сложились свои системы так называемых сакральных ("священных") чисел: так, греки выделяли четыре стихии, китайцы - пять, монголы - шесть, буддисты - восемь... Семерка, восьмерка и десятка, не говоря уже о двенадцати (знаки Зодиака), сакральны почти повсеместно, однако в каждой культуре они интерпретируются и структурируются по-разному, поэтому свести их воедино не удается.

Так, Зодиак на Востоке и на Западе включает двенадцать знаков, однако "наложить" круг фигур Птолемея на круг животных очень трудно: и границы секторов не совпадают, и характер у героев древнегреческих мифов не тот, что у китайских. Что уж тут говорить о совмещении семерки с десяткой (чакры и сфирот)?

Поэтому эти системы обычно и не совмещают, а пользуются ими раздельно. Они совместимы лишь на философском (космологическом) уровне, когда речь заходит об изучении всеобщих закономерностей устройства мира и человека, и окказионально, то есть применительно к той или иной практической потребности.

Такая потребность недавно у меня возникла. Меня спросили, можно ли по космограмме узнать, какие чакры у человека работают. Поскольку прежде я не задумывался над этим, то и ответил, что не знаю. Но проблема меня заинтересовала. В ходе ее изучения выяснился ряд интересных закономерностей, о которых я и хочу рассказать.

Чакр вообще известно довольно много, но на первой стадии анализа я ограничился системой семи, точнее, шести классических чакр (шат- чакра нирупана1: седьмую, высшую чакру в ней выделяют особо2), и семью классическими планетами.

Сразу же оказалось, что в мировой практике по этому вопросу нет единства. На Западе (и у нас) обычно предпочитают сопоставлять чакры и планеты просто в восходящем порядке:
сахасрара Сатурн (и высшие планеты)
аджна Юпитер
вишуддха Марс
анахата Солнце
манипура Венера
свадхистхана Меркурий
муладхара Луна


Естественно было проверить, как сопоставляют чакры и планеты сами индийцы. Оказалось, что они придерживаются того же принципа, только порядок следования ("старшинства") планет у них несколько иной3:
сахасрара Меркурий
аджна Юпитер
вишуддха Венера
анахата Сатурн
манипура Солнце
свадхистхана Луна
муладхара Марс


Санкт-Петербургский астрологи Семира и В. Веташ4, также занимавшиеся этой проблемой, предлагают свой порядок:
(сахасрара Нептун)
аджна Нептун, Прозерпина
вишуддха Меркурий, Уран
анахата Луна, Сатурн
манипура Солнце, Юпитер
свадхистхана Венера, Плутон
муладхара Марс, Вулкан


Верхняя чакра, сахасрара, приводится условно, потому что Семира и В. Веташ также выделяют ее из общего ряда. Кроме того, санкт- петербургские коллеги сопоставили чакры с десятью сфирот (или, как еще говорят, сефирот), что придало моим поискам новое интересное направление. Но об этом чуть позже. Схема же у них получилась такая:
сахасрара Кетер
аджна Хохма, Бина
вишуддха Хесед, Гвура
анахата Тиферет
манипура Ход, Нецах
свадхистхана Йесод
муладхара Малкут


Наконец, у британской исследовательницы Барбары Шермер5 я нашел еще одну схему, в основе которой лежит учение Крийя-Йоги:
чакра: для мужчин: для женщин:
- - -
аджна Солнце (Лев) Луна (Рак)
вишуддха Меркурий (Близнецы) Меркурий (Дева)
анахата Венера (Весы) Венера (Телец)
манипура Марс (Овен) Плутон (Скорпион)
свадхистхана Юпитер (Стрелец) Нептун (Рыбы)
муладхара Уран (Водолей) Сатурн (Козерог)


Почему отсутствует седьмая чакра, читатель уже знает: это не следующий по номеру член ряда, а качественно иная сущность, объединяющая предыдущие. Логически достраивая эту схему, высшую чакру можно связать с лунными узлами (Голова и Хвост Дракона), которые индийцы включают в ряд планет на равных правах с остальными.

Так или иначе, эта схема оказалась и более дифференцированной, и более логичной, чем предыдущие, потому что уже представляла собой синтез нескольких систем, к тому же выполненный на достаточно высоком уровне. Оставалось лишь соединить ее с другими системами, уровень проработки которых был бы по крайней мере не ниже, чем у этой. В результате получилась следующая схема (см. рис.). На рисунке показаны не все, а лишь важнейшие элементы схемы, остальные описываются в тексте. Знаки Зодиака на центральном круге не следуют друг за другом по часовой стрелке или против, а даны "вразбивку", чтобы не разбивать фигуру андрогина на мужские и женские элементы в шахматном порядке.



А теперь - комментарии к схеме.

Еврейские ученые насчитывали десять сфер или оболочек - сфирот, сопоставляемых с десятью именами Бога. "Само слово "сефирот" переводится как "счисления", во множественном числе, что подчеркивает многоплановость этого понятия. Со словом "сефир" этимологически связано через арабский язык наше слово "цифра", и сефироты действительно сопоставляются числовым понятиям от одного (Кетер) до десяти (Малькут), по числу пальцев рук. Они противопоставляются друг другу как 5 против 5-ти, но в каждом таком противопоставлении сефирот заложено их единство... Сефирот - это не только число и соответствующая ему идея, но целый архетипический образ, универсальный и для человека, и с точки зрения Космоса"6.

Кроме того, ученые-каббалисты делили мир (миры) на две большие части - видимую и невидимую: "Ты явил миру десять оболочек, которые мы называем десять сфирот, чтобы с их помощью управлять мирами скрытыми, которые невидимы, и мирами открытыми..."7 К видимым мирам относится Земля, на которой мы живем, то есть сама наша планета как "реальность, данная нам в ощущениях" (Асия, от "аса" - созидать, творить, ср. греч. "усия", сущность; любопытно также сходство - или сродство? - с числительным "эсэр", десять), а также ее тварный мир, то есть Творение (Йецира, от "йецер" - выделывать, ваять).

"...Ты сотворил небо и землю, и создал из них Солнце, Луну, звезды и планеты, а на земле - деревья, разнообразные растения, райский сад, травы, диких и домашних животных, птиц, рыб и людей"7.

Отсюда - названия первых двух миров.

МИР РЕАЛЬНОГО

Мир Реального или Общий мир (Олам ха-Асия, ср. с санскр. "саха-лока" - населенный мир), включающий одну-единственную (десятую) сфиру, Малкут (Царство), носящую, однако, "общий" характер: "Ты создал этот мир таким, что, созерцая его, можно получить представление о его прообразе - высшем мире"7. Сказано также, что "конец заложен в начале"8 и, таким образом, в сфире Малкут отражаются высшие сфирот - первая, вторая и третья, о которых речь пойдет позже. Ср. также с названием высшей, седьмой чакры - сахасрара. Из чакр сфире Малкут прямо не соответствует ни одна; лишь сахасрара, эта всеобъемлющая, качественно иная сущность, присутствует в ней в непроявленной форме.

МИР ТВОРЕНИЯ

Второй мир, мир Творения (Олам ха-Йецира, царство Природы), включает три сфирот. В Махаяне также говорится о существовании "десяти взаимопроникающих миров", особенно разработанных в тяньтайском направлении буддизма9. При этом наш мир, саха-лока, в их число не включается, ибо эти миры представляют собой десять состояний существования - шесть "обыкновенных" (видимых) и четыре "святых" (невидимых). Так складывается вполне логичная схема увязки трех сфирот видимого Мира Творения с шестью первыми мирами Махаяны. Из чакр же к этому миру относятся три первые - муладхара, свадхистхана и манипура.

Муладхара

Итак, Мир Творения начинается с девятой сфиры, именуемой Йесод - фундамент, основа здания, ф о р м а. "Йесод - завершение туловища, знак священного завета"7. Туловище завершается половыми органами, точнее, точкой хуэй-инь ("слияние инь", VC1): "чакры суть части сукшма шарира (эфирного тела - Н.М.), но в вашей физиологии и анатомии есть точки, соответствующие им"10. Соответствия с точками переднесрединного меридиана (VC) можно найти практически для всех чакр.

Эта точка соответствует муладхаре, связанной со строительством и "фундаментом" храма нашего тела (ее название означает "коренная"1), с тем, что мы получили из прошлых воплощений, с чувством обоняния и стихией земли. Ведь, как известно, древние евреи клялись, положив руку "под стегно" - свое или отца своего. Не прибегая к обширному лингвистическому комментарию, укажем, что имелись в виду половые органы11.

Тем более, что сама муладхара изображается в виде красного лотоса с четырьмя лепестками, в чашечке которого расположен треугольник, а в треугольнике - фаллический символ Шивы, сваямбху- линга12.

В традиционной схеме, следующей расположению планет "от Земли" и выше - Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн - этой сфире, а также этой чакре должна была бы соответствовать Луна. Однако из кармической астрологии известно, что важнейшей кармической планетой является Сатурн - "врата перехода из одной земной жизни в другую"13. Кроме того, Сатурн отвечает за формообразование, оформление: вот смысл сфиры Йесод. Таким образом, сфире Йесод и муладхаре соответствуют Сатурн и Козерог.

Роль Луны здесь довольно любопытна: в сфере действия Сатурна (Козерог) она в падении, т.е. слабая. Воспользовавшись принципом бу-се (воздействие на противоположный меридиан14), можно понять, почему возникла привязка сфиры Йесод к Луне. Подобное мы заметим и далее.

Современная астрология, знающая транссатурновые планеты и отводящая им в качестве домов бывшие "вторые" владения планет традиционных, помещает во втором (ночном) доме Сатурна, Водолее, планету Уран, уравновешивая таким образом стихии воздуха (обоняние) и земли (фундамент храма).

Человек представлен, как известно, двумя исостасями - мужчиной и женщиной. В сфире Йесод муладхара в своей земной, козерожьей форме (Сатурн) проявляется у женщин - недаром Сатурн в некоторых школах принимается за символ матери в гороскопе ребенка15, - у мужчин же он проявляется в форме воздушной, водолейной (Уран)5.

Тут, конечно, может вновь возникнуть вопрос о древнееврейской клятве - клялись ведь только мужчины. Если сатурнический характер клятвы еще можно объяснить (Ягве - сатурнический бог), то как с ней связан Уран? Однако тому есть даже несколько объяснений: вспомните чисто маскулинный характер древнегреческого бога Урана или родственного ему индийского Варуну, и т.п. Кроме того, в представлениях Крийя-йоги и в космогонических представлениях многих народов "воздух и огонь - мужские начала, а земля и вода - женские"16.

Из священных имен этой сфире соответствует Шаддай - Тот, который довлеет. Числовое значение имени - 8.

Далее. Из шести тяньтайских "обыкновенных" миров Йесоду соответствуют:

- мир ада ("луна ада", Сатурн) для стихии земли;
- мир голодных духов ("луна голодных духов", отождествляемая с обычной луной13; впрочем, рассуждения, позволяяющие перейти от Луны к Урану, несложны). Стихия - воздух.

Свадхистхана

Восьмая сфира - Ход (собств. "отражение света или звука", ср. греч. "эхо", рус. "гудеть"; позже это слово приобрело значение "слава", добрая или худая). Вторая чакра, свадхистхана, шестилепестковый лотос цвета киновари с полумесяцем на чашечке (богини Луны и Венеры во многих мифологиях смешивались и переходили одна в другую).

Свадхистхана олицетворяет отношение к другим людям (в т.ч. секс), чувство вкуса и стихию воды. Ей соответствует точка чжун-цзи ("средняя точка вершины", VC3), расположенная ниже пупка на 4 цуня.

На нашей схеме ей соответствуют знак Рыб и планета Нептун у женщин и знак Стрельца с планетой Юпитер у мужчин. Говоря о Нептуне для женщин, можно вспомнить о ритуальных очищениях (омовениях), предписываемых женщинам древнееврейским трактатом "Тахарот"17.

Из священных имен это - Элохим Цваот (Саваоф), Бог воинств. Число - 9.

Из тяньтайских миров это:

- мир животных ("луна скотов", Венера: о связи Венеры с Нептуном нечего и говорить) для стихии воды; - мир человека ("луна людей", Меркурий. Насколько здесь правомерен Меркурий, утверждать трудно; впрочем, Меркурий достаточно полиморфен, а кроме того, здесь также можно применить правило бу-се - воздействие на противоположный меридиан: Стрелец и Рыбы - места изгнания Меркурия, он требует усиления. К этому мы еще вернемся).

Манипура

Седьмая сфира, Нецах (от халд. "нейца'х" - превозмогать, одолевать, трад. перевод - Победа. Совр. раввины огласовывают как "не'цах" - Вечность). Из священных имен это вновь Саваоф, но уже как Саваоф-Ягве (Йехова-Цваот). Число имени - 3.

Третья чакра, манипура - "Чакра алмазного города", центр обмена энергией с другими людьми, чувство зрения и стихия огня. Точка шуй-фэнь ("водораспределение", VC9), выше пупка на 1 цунь.

Астрологические соответствия: Марс и Овен у мужчин (Победа), Плутон и Скорпион - у женщин (Вечность). Венера в изгнании.

Миры:

- мир Ашуры ("луна титанов", Марс), стихия огня;

- мир неба ("луна богов", Плутон), стихия воды: Скорпион - водный знак. "И текут по-над водами вечности пасхальной сирени цветы", как писал греческий поэт Одиссеас Элитис.

О седьмой и восьмой сфирот сказано также: "Нецах и Ход - это ноги... Точные весы символизируют две надежные опоры - сфирот Нецах и Ход7.

МИР ТВОРЧЕСТВА

Перейдем теперь к мирам невидимым. Первый из них - царство чувств, Мир Творчества, Олам ха-Бриа (от "бара'", на конце алеф: творить, создавать). Это - те образы, которые еще не претворились в действительность, идеи вещей, законы: "Закон связан со сфирой Гвура (пятой); правосудие - со срединным столпом, на котором покоится мироздание, - сфирой Тиферет (шестой)"7. Гвура, кроме того, обозначает левую руку, Хесед (четвертая сфира) - правую, Тиферет же - туловище.

Из буддийских (тяньтайских) миров это - три из четырех духовных, "святых" миров. Планетарные соответствия к святым мирам не приводятся; читатель, знакомый с астрологией, волен связать их с теми или иными гипотетическими планетами. Мы же применим к ним ту же логику, что и выше.

Анахата

Шестая сфира - Тиферет (от "па'ар", украшать, хотя напрашивается аналогия и с "пар" - бык, Телец), традиционный перевод - Красота. Эта сфира олицетворяет, как уже говорилось, туловище, "срединный столп", на котором покоится мироздание. Из священных имен ей соответствует Элоха, число - 6.

Четвертая чакра, анахата (переводится как "безударная"1 - или от санскр. "ана", дыхание?) - симпатия. Двенадцатилепестковый лотос цвета охры. В чашечке - два перекрещивающихся треугольника, напоминающие звезду Давида. Связана с дыханием и стихией воздуха.

Из планет и знаков для женщин - Венера и Телец (земля), для мужчин - Венера и Весы (воздух). Из точек - цзю-вэй ("хвост голубя", VC15, между сосками).

Весы и Телец - места падения Марса (и Плутона).

"Мир слушающих голос".

Вишуддха

Пятая сфира, Гвура (Сила, от "гавар" - быть сильным; озн. тж. власть, могущество), Закон7. Казалось бы, исключительно юпитерианская характеристика, но мы уже догадываемся, что Юпитер здесь как раз слабый: в Близнецах и Деве он в падении. Из священных имен - Элохим, число 5.

Пятая чакра, вишуддха ("очищенная" - помните трактат "Тахарот" об очищениях и Меркурий в сфире Ход?), связанная с понятием пространства. Шестнадцатилепестковый лотос дымчатого цвета. В чашечке лотоса - круг, символ эфира. Обозначает творческую силу, способность самовыражения (напрашивается аналогия с Тузом Жезлов, картой младших арканов Таро). Стихией ее считается "пятый элемент" древних, эфир. Точка - тянь-ту (VC22), "небесная тропа", в центре яремной ямки грудины.

Для женщин - Меркурий и Дева, для мужчин - Меркурий и Близнецы, места падения Юпитера (и Нептуна).

"Мир идущих к просветлению". Недаром А. Подводный указывает, что "уровни вишуддхи, аджны и сахасрары (т.е. в нашем понимании меркуриальный - Буддхи, солнечно-лунный - Атман и самый высший - Абсолют или Брахман) достигаемы для воплощенного человека только медитативно"18. Подтверждение тому находим и в семи ступенях йогического самосовершенствования (по порядку снизу вверх):
Раджа-
йога самадхи (сосредоточение)
дхьяна (медитация)
пранаяма (дыхание)
Крийя-
йога пратьяхара (абстрагирование)
мудра (жесты)
асана (позы)
шаткарма (очищение, яма и нияма)
Геринна
Геринна

Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения