Форум Практической Магии и Колдовства
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Алтарь церковный

Перейти вниз

Алтарь церковный Empty Алтарь церковный

Сообщение автор Геринна Пн 8 Июл 2013 - 2:56

АЛТАРЬ [лат. altar (altare, altaria) от alta ara - возвышенный жертвенник, греч. βῆμα - возвышение], обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы. В лат., церковнослав. и рус. переводах Священного Писания словом «алтарь» обозначается жертвенник (Пс 50. 21b, Пс 83. 4b). В лат. христианских текстах слово «алтарь» употребляется для обозначения евхаристического жертвенника - престола, в этом же значении оно вошло и в западные языки. В слав. текстах слово «алтарь» в значении «престол» встречается редко (напр., церковнослав. текст 94-го прав. Карф. Собора (Книга правил. С. 221)). Обычно термин «алтарь» обозначает не сам престол, а ту часть храма, которая также называется алтарным пространством и где расположен престол.

Алтарное пространство [греч. βῆμα, θυσιαστήριον, рус. также алтарь], часть храма, в которой находится престол.

По традиции алтарь помещается в восточной части храма, на возвышении, куда из нефа ведут одна или несколько ступеней. От нефа его отделяет также дополнительная преграда (алтарная преграда, иконостас) и (или) предалтарное пространство (вима, солея). В древнейших храмах пространство алтаря могло помещаться непосредственно в нефе, даже в его середине (особенно в церквах центрического плана). С III в. алтарь стали ограждать низким барьером и перенесли ближе к восточной апсиде, с которой оно впоследствии образовало единое целое. В пространстве алтаря кроме престола (часто с киворием) имеется одно- или многоступенчатая скамья вдоль дуги апсиды (синтрон) с епископским седалищем посередине (горнее место).

В Византии и на Руси алтарь связывают с нефом центральные врата алтарной преграды или иконостаса (царские врата) и малые врата (двери), ведущие из жертвенника и диаконника (в ранневизантийской традиции алтарь был связан узким огражденным проходом (по оси храма) с амвоном, стоявшим в нефе, часто в его центре). Апсида алтаря имеет окна, обычно от 1 до 3, иногда больше.

С севера и юга к алтарю обычно примыкают помещения, предназначенные для совершения проскомидии (жертвенник) и хранения приношений (диаконник), развившиеся из древних пастофориев. Они связаны с алтарем проемами в боковых стенках апсиды (в византийских и западноевропейских памятниках часто имеют и внешние входы, в т. ч. с запада). В православной традиции их также включают в понятие «алтарь». Снаружи у них может не быть апсидных закруглений, но изнутри они, как и алтарная апсида, полукруглые в плане, со сводчатым завершением (конхой). В стенах диаконника, жертвенника и алтарной апсиды устраиваются стол для совершения проскомидии (в РПЦ его принято называть жертвенником), стенные шкафчики-«печуры», умывальник, ниши для хранения углей и ссыпания пепла, полки для хранения богослужебных книг, часто - приспособления для хранения литургических облачений и проч. Боковые апсиды алтаря (которых в многонефных храмах может быть более 2) часто используются для размещения дополнительных престолов (особенно в южной апсиде) и таким образом становятся приделами.

В византийской и западноевропейской традициях под алтарным пространством могла помещаться крипта, для РПЦ нехарактерная. На Западе оно иногда окружалось амбулаторием. Если храм имел более одного этажа, на Руси под ним устраивали подклет, который занимал и пространство под алтарем.

Стены и конхи алтаря обычно имеют мозаичную, фресковую или иную роспись, содержание которой определено особой сакральной значимостью этой части храма (храмовая декорация).

Каноническое право православной Церкви разрешает входить в алтарь только рукоположенным священно- и церковнослужителям (Лаодик. 19) и православным царям (VI Всел. 69), на практике исключение делается для пономарей и алтарников, что может быть оправдано на основе 14-го прав. VII Всел. Собора. Правом причащаться в алтаре обладают только диаконы, пресвитеры и епископы, а также лица царского достоинства. Женщинам входить в алтарь запрещается (Лаодик. 14), однако в женских монастырях немолодым монахиням позволяется входить в алтарь и исполнять обязанности пономаря (Ник. Исп. 15).

В символических литургических толкованиях (символизм литургический) алтарь - это горний мир, а также место, откуда Христос шествовал на проповедь, место Его Страстей, распятия, Воскресения и вознесения; алтарь уподобляется Святому Святых ветхозаветного храма (Симеон Солунский. Соч. С. 183-198; Вениамин. Новая Скрижаль. С. 5-25; Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее Таинствах, богослужении, обрядах и требах. М., 1994р. С. 451-456).

Православная энциклопедия.
Геринна
Геринна

Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21

Вернуться к началу Перейти вниз

Алтарь церковный Empty Re: Алтарь церковный

Сообщение автор Геринна Пн 8 Июл 2013 - 2:56

АЛТАРЬ (лат. altare, altar, от alta ara - высокий жертвенник) - камень, плита или иное возвышение, предназначенное для совершения жертвоприношений.

Время появления алтаря в религиозных культах неизвестно. Алтарь для принесения жертв, совершения возлияний и воскурений с целью умилостивления богов или поминовения предков существовал в большинстве культов политеистических религий (политеизм). В дохристианских религиях алтарь имел вид стола, столба или колонны.

В текстах ВЗ упоминается алтарь в виде возвышения из земли (Исх 20, 24), отдельно взятого камня (Быт 28, 18), сооружения из камней (Исх 20, 25). В храме Соломона находились два алтаря: жертвенник всесожжений, сделанный из меди (2 Пар 4, 1), и жертвенник курений - деревянный стол, покрытый золотом, т.н. "золотой жертвенник" (Исх 30, 1-5; 37, 25-28; 3 Цар 7, 48). В НЗ в сравнении с ВЗ символическое значение алтаря снижается, поскольку н.-з. жертва освящается без алтаря. Новая Жертва - Иисус Христос - освящает Своих учеников Самим Собой (ср. Ин 17, 19). В текстах апост. посланий термин алтарь прямо не используется, ап. Павел говорит о причащении Тела и Крови Христовых, не упоминая об алтаре. (1 Кор 10, 16-17). Смысл слов "мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии" (Евр 13, 10) не вполне ясен, по-видимому, автор Послания к евреям говорит о превосходстве н.-з. культа, развивая основную тему послания. В Откровении Иоанна Богослова говорится о небесной скинии, а понятия алтарь и "храм" отождествляются с Царством Бога и Агнца (Откр 21, 22 и др.).

В христианском храме алтарь - место совершения таинства Евхаристии, т.е. место реального присутствия Христа и как Жертвы, и как Первосвященника. В западной церковной традиции под алтарем понимается стол, за которым совершается Евхаристия. В восточной церковной традиции термин алтарь (в широком смысле) относится ко всему пространству, где находится престол, отделенному в ряде литургических обрядов алтарной преградой или иконостасом от прочей части храма (соответствует пресвитерию в западной традиции); Алтарь в узком смысле слова именуется обычно "престолом".
Геринна
Геринна

Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21

Вернуться к началу Перейти вниз

Алтарь церковный Empty Re: Алтарь церковный

Сообщение автор Геринна Пн 8 Июл 2013 - 2:56

Историческое развитие христианского алтаря. С самых ранних времен христиане использовали трапезные столы (mensa) для молитвенных собраний в память о Тайной вечере. Но в силу того, что на этих собраниях также совершалась память о крестной жертве Иисуса Христа, эти трапезные столы получили название алтарей и со временем стали предназначаться исключительно для храмовых богослужений. В первые три века истории христианства алтари представляли собой, как правило, деревянные переносные столы, реже использовались каменные неподвижные алтари. Неподвижные алтари получили распространение в IV в., когда камень и железо стали преимущественным материалом, использовавшимся для их изготовления. Хотя Эпаонский собор в Бургундии (517) запретил деревянные алтари, их отдельные образцы просуществовали вплоть до XII в. Почитание мучеников дало новое направление в истории развития типов алтаря. В силу укоренившейся в церковной традиции связи алтаря и мощей, церкви и алтари стали воздвигать над местами захоронений мучеников. Поскольку не все новые церкви могли быть построены над гробницами мучеников, мощи или частицы мощей стали помещать в алтаре (получившая широкое распространение на Востоке практика разделения и перенесения мощей стала общераспространенной также и на Западе). Это породило новые типы алтаря: появились полые кубические алтари с дверцей на передней или задней части для доступа к реликварию, а также массивные кубические алтари, которые воздвигались над гробницами мучеников и святых; для доступа к мощам, находившимся под алтарями, служили специальные крипты, называвшиеся confessio (досл. исповедание). В алтарях, сохранявших форму столов, мощи помещались либо в основание главной опоры, либо в выдолбленную нишу в алтарной доске (mensa). В эпоху высокого Средневековья возобладал обычай положения мощей в алтарную доску. В 1596 каноническое правило обязало иметь ковчежец с мощами в каждом алтаре. Переоборудованные из саркофагов или имеющие их форму алтари стали появляться только в XVI в. и получили широкое распространение в церковной архитектуре барокко и рококо. Переносные деревянные алтари, используемые миссионерами, упоминаются не ранее VI в., переносные каменные алтари стали широко употребляться только в XIV в.

В первых христианских храмах III-IV в. существовал лишь один алтарь. На Западе несколько алтарей в храме появились в V-VI вв. Первоначальной причиной этого стала необходимость обеспечить должное почитание мощей различных святых. В VII в. распространение практики вотивных месс и рукоположения монахов стали дополнительными факторами устройства в западных храмах нескольких алтарей, особенно в силу того, что сохранялось правило ежедневного служения только одной мессы на алтаре. К концу Средневековья наряду с главным алтарем в западных храмах устраивалось несколько боковых алтарей, напр. кафедральный собор Магдебурга и храм Пресв. Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск) имели по 48 алтарей. Древний принцип существования только одного алтаря в храме сохранялся на Западе в значении наличия главного алтаря в каждой католической церкви.

Пространство, отделявшее верующих от алтаря, было в дальнейшем обозначено посредством канцеля (cancellus) - низкой балюстрады, разграничивавшей пресвитерий (где находился клир) и неф (где находились миряне), а также скульптурного или живописного изображения Распятия с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Крестителем. Развитие этой тенденции на Востоке привело к появлению иконостаса, практически скрывшего алтарь от взоров молящихся. На Западе алтарь оставался открытым, однако со временем канцель превратился в монументальное сооружение с колоннами и архитравом, украшенным скульптурами. Канцель в основном исчез из церковной архитектуры в эпоху барокко, его рудиментом в современном храме является алтарная преграда (balaustra).

С XVI в дарохранительница (tabernaculum) стала неотъемлемым компонентом алтаря. К сер. XVIII в. положение дарохранительницы, возвышавшейся над алтарем, стало общепринятой нормой, а в 1863 Конгрегация обрядов запретила все иные формы дарохранительниц. В эпохи Возрождения и барокко особенное распространение получили алтарные картины и ретабло, украшавшие алтарь. С IV в. над алтарем часто сооружался киворий (алтарная сень); впоследствии это стало нормой при сооружении главных алтарей кафедральных соборов.

Инструкция по должному применению Конституции о священной Литургии Sacrosanctum Concilium, опубликованная Конгрегацией обрядов 26.09.1964, предписывала такое расположение алтаря, чтобы месса могла совершаться священником лицом к молитвенному собранию. Однако окончательное решение этого вопроса оставлялось на усмотрение местных церковных властей. Статуи и другие художественные произведения инструкция рекомендовала располагать в отдалении, чтобы они не отвлекали внимание от самого алтаря. Инструкция определяла как предпочтительное место хранения Св. Даров специальную Евхаристическую часовню или же отдельный алтарь. Восстановление практики литургического сослужения нескольких священников сняло необходимость сооружения малых (боковых) алтарей. В соответствии с Римским миссалом 1969, на алтаре должна совершаться только Евхаристическая литургия. Для совершения Литургии слова предусмотрен амвон.

Литургические нормы предписывают, чтобы алтарь был покрыт по меньшей мере одним покровом, а на алтаре (или вблизи него) находились свечи и крест.
Геринна
Геринна

Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21

Вернуться к началу Перейти вниз

Алтарь церковный Empty Re: Алтарь церковный

Сообщение автор Геринна Пн 8 Июл 2013 - 2:57

Типология алтаря. Алтарь называется неподвижным (постоянным), если он прочно крепится к полу и потому недвижимым, напротив, передвижной алтарь (напр. petra sacra) может перемещен в другое место. В восточной литургической традиции эквивалентом передвижного алтаря является антиминс. Согласно ККП, в каждом храме должен быть неподвижный алтарь, в других местах, предназначенных для совершения священнодействий, - неподвижный или передвижной алтарь. (CIC 1235 § 2).

Папскими алтарями являются главные алтари пяти Римских патриарших базилик, а также главные алтари базилик Св. Франциска и Ангельской Божией Матери (Санта Мария дельи Анджели) в Ассизи (Италия). Для совершения богослужений на этих алтарях, предназначенных специально для Римского епископа, требуется особое разрешение. Алтарем исповедания (altare confessionis) называется папский алтарь в базилике Св. Петра в Ватикане.

КПП 1983 запрещает помещать под алтарем тело успошего (не провозглашенного блаженным или святым); в противном случае мессу на таком алтаре совершать нельзя (CIC 1239 § 2). Это требование не распространяется на те случаи, когда в криптах, расположенных под алтарем, могут находится человеческие захоронения.
Геринна
Геринна

Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21

Вернуться к началу Перейти вниз

Алтарь церковный Empty Re: Алтарь церковный

Сообщение автор Геринна Пн 8 Июл 2013 - 2:57

Освящение алтаря. С кон. V в. церковные каноны предписывали совершать освящение алтаря. В ККП говорится о том, что неподвижные алтари должны быть освящены (dedicanda sunt), а переносные - освящены или благословлены (dedicanda aut benedicenda), согласно обрядам, предписанным в литургических книгах (CIC 1237 § 1). Неподвижный алтарь освящается епархиальным епископом, однако в исключительных случаях освящение может совершить делегированный епископом священник. Благословение алтаря совершает ординарий или же делегированный им священник. В чин освящения алтаря входит специальная молитвенная формула, обряд помазания алтаря священным миром и окаждение алтаря. В настоящее время соблюдается древняя традиция положения под неподвижным алтарем мощей святых (CIC 1237, 1). Вместе с тем Чин освящения церкви и алтаря (Ordo dedicationis ecclesiae et altaris) напоминает, что не мощи святых облагораживают алтарь, но сам алтарь наделяет благородством гробницы святых, поскольку достоинство алтаря состоит в том, что он является местом Трапезы Господней и символизирует Самого Христа.
Геринна
Геринна

Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21

Вернуться к началу Перейти вниз

Алтарь церковный Empty Re: Алтарь церковный

Сообщение автор Геринна Пн 8 Июл 2013 - 2:57

Художественное оформление алтаря. Внешние стороны алтаря часто украшаются элементами накладного декора (колонками, полуколоннами или пилястрами), декоративными филенками, реже - орнаментом, крайне редко - скульптурным рельефом. Частым атрибутом декоративного убранства алтаря являются надписи: монограммы имени Иисуса Христа IHS, монограммы из греч. букв Альфа и Омега (ср. Откр 1, 8 ), реже - монограммы имен святых, чьи реликвии находятся внутри алтаря. Скульптура и живопись играет особую роль в оформлении пространства вокруг алтаря - апсидной стены, дарохранительницы, пресвитерия. С оформлением алтарного пространства связаны специальные жанры, в т.ч. алтарная картина. В настоящее время традиция оформления алтарей развивается в сторону большей строгости и лаконичности, поскольку ничто не должно отвлекать молящегося от совершаемого на алтаре таинства. В устройстве восточного храма важное композиционное и символическое значение имеет иконостас.

Католическая Энциклопедия Францисканцев.
Геринна
Геринна

Сообщения : 20616
Дата регистрации : 2012-11-21

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения